Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе рисования |
ИЗО детям | |||
Автор: Макеева Лариса Ивановна | |||
07.01.2022 13:08 | |||
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе рисования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Планета детства» Управления образования Администрации г.о. Реутов Московской области Выполнил: Воспитатель высшей квалификационной категории Макеева Лариса Ивановна Московская область, г. Реутов, МАДОУ № 8 «Планета детства» Реутов, 2021г. Актуальность темы: В условиях современной жизни, ускорение научно-технического прогресса, в нашей стране возрастает потребность к воспитанию и обучению подрастающего поколения его подготовки к трудовой деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы у ребенка сформировалась сенсорная культура и были развиты творческие способности в любой деятельности. Ключевые слова — дошкольное воспитание, сенсорное развитие, сенсорная культура, сенсорные эталоны, перцептивные действия, изобразительная деятельность.
Дошкольное образование является составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит составление основ личности. Программа «От рождения до школы» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО для детей дошкольного возраста и является инновационным документом, подготовленная с учетом новейших достижений науки и техники отечественного и зарубежного дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. В пункте 2.6. ФГОС ДОО отмечены направления развития детей дошкольного возраста, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст- это возраст когда складываются и развиваются сенсорные процессы, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важное место. Проблема сенсорного развития и воспитания была в центре внимания психологов и педагогов. Известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, Н.П. Сакулина, Н.Л. Мухина, М.Монтессори, A Фребель) и другие считали, что сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование детей сенсорных процессов, которые являются основой дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание- целенаправленное развитие ощущений и восприятий, слово «сенсорный» -происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное воспитание- это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, что обеспечивает развитие в дальнейшем памяти, внимания, мышления, успешной подготовки и обучения в школе, и для трудовой деятельности в жизни. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. С раннего возраста ребенок познает мир, у него формируются представление о внешних свойствах предметов их форме, величине, цвете, как находятся предметы в пространстве, а так же вкусе и запахе. Все это является сенсорное развитие ребенка. В каждом периоде дошкольного детства стоят свои задачи воспитания, которые формируют сенсорную культуру ребенка. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов форм- геометрические фигуры, в качестве эталонов величин- метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии — (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Термин «Сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность является средством сенсорного развития у детей. Прежде чем нарисовать какой либо предмет нужно у ребенка сформировать перцептивные действия, т.е. научить его рассматривать предмет, ощупывать. Дети очень любят рисовать, лепить, мастерить, они получают возможность передать свое настроение, то что им нравится, что вызывает у них интерес. С помощью цвета выражают чувства и композиции работы. Все это создает условия для сенсорного воспитания и развития детей. На основе сходства предметов по форме возникает общие способы изображения в рисунке, лепке. Например; можно слепить яблоко, неваляшку (предметы круглой формы или части круглой формы) раскатать комочки кругообразными движениями. Воспитатель помогает детям анализировать предмет. Качества той или иной формы, цвета, величины, обобщаются в понимании детей. Они узнают и называют их в любых предметах. Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс лепки, рисования не может быть успешным. Для того, чтобы изобразить предмет (дом, куклу и тд) ему надо отчетливо представлять, что изображается, внимательно рассмотреть предмет, видеть основные части, расположение их, цвет, величину, выделить общее и различное в предметах. Это и есть связь сенсорного развития и изобразительной деятельности. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети учатся предметному, сюжетному и декоративному изображению. Важную роль в сенсорном развитии занимает декоративное рисование. Декоративное рисование уточняется и обогащается представления детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, овал, треугольник, многоугольник, прямоугольник, розетта), так как эти формы дети получают в готовом виде и на них сами составляют узор. В декоративном творчестве закрепляется пространственные представления: середина, углы, стороны, слева. Справа, вокруг, верх-низ, выше- ниже и т.д. При проведении занятий по изобразительной деятельности создаются условия для формирования таких качеств личности, как инициатива, умственная активность и самостоятельность, знакомство с предметами и явлениями, их свойствами, и качествами, это составляет сенсорное воспитание. В процессе рисования, лепки ребенок вспоминает свои впечатления, события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были им вызваны. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития дошкольника. Основой сенсорного развития детей дошкольного возраста является установление связей системы знаний, они складываются из практического опыта и понятий, а затем переносятся в изобразительную деятельность. В процессе изобразительной деятельности осуществляется различные стороны рисования: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, для подготовки детей к школе, всестороннее развитие личности. Список используемой литературы.
|