Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Самообразование «Нетрадиционные виды художественно — эстетической деятельности детей 4 – 5 лет»
ИЗО детям
Автор: Черепанова Елена Георгиевна   
17.11.2021 04:56

Самообразование «Нетрадиционные виды художественно — эстетической деятельности детей 4 – 5 лет»Самообразование «Нетрадиционные виды художественно — эстетической деятельности детей 4 – 5 лет»

План по самообразованию воспитателя средней группы «Незабудки» Черепановой Е.Г. на 2020-2021 учебный год.

Этапы работы над темой: 1 год

Дата начало работы над темой: сентябрь 2020 г.

Дата окончания работы: май 2021 г.

Цель: изучение видов нетрадиционного рисования, повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования, развитие творчество у детей и видеть прекрасное в жизни исскуства.

 

Задачи:

  1. Сформировать у детей технические навыки рисования и творческие способности посредствам использования нетрадиционной технике рисования.
  2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. (мазки, штрихи, пластилинография, ладошки, крышки.
  3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Форма отчетности:

  • Выставка детских работ
  • Фотоотчет (презентация)
  • Картотека

Формы работ:

  • Совместная деятельность педагога с детьми
  • Индивидуальная работа
  • Рассматривание готовой работы и иллюстраций
  • Самостоятельная деятельность
  • Слушание музыки

Методы и приемы работы:

- Объяснение, показ беседа.

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутка

- Пальчиковые игры и стихи

1 Этап информационно — аналитический (вводно – ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы (сентябрь 2020г.)

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  5. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  6. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  7. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  9. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  11. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  13. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО, 2007
  14. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  16. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
  17. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ 19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  18. Этап — внедрение в практику.
  19. Этап — представление опыта работы по теме, выступление на педсовете и родительском собрании.

Актуальность.

Использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания. Дети любят и желают рисовать. Но, к сожалению, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное. Предметы получаются не узнаваемыми, далекие от реальности. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Изобразительное исскуство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей так как они открывают большие возможности выражений собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия нетрадиционным творчеством, развивает у детей способность воображать, наблюдательность, художественное мышление и память.

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Работа с детьми

Октябрь

  • Презентация «Необычное и увлекательное рисование»
  • Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования
  • Папка передвижка

Ноябрь

Тема: Цветик-семицветик.

Цель: знакомство детей с пластилинографией, формируя навыки работы с пластилином, освоение новых приемов (надавливание, размазывание).

Задачи: Расширять представление о цветах

Развивать умение отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки.

Учить, аккуратно относиться к работе и наносить пластилин.

Воспитывать интерес к занятию.

Материал и оборудование: Пластилин, лист картона с нанесением рисунка цветка, клеенка, стек, флажные салфетки.

Ход занятия. Заранее прочитали сказку Цветик — Семицветик.

Пальчиковая гимнастика " Гномики – прачка". Сегодня мы свами будем рисовать цветок, для наших мамочек на праздник День мамы. Давайте вспомним что есть у цветка? (стебель, лист, лепесток).

Игра " Один много "

Дети способом отщипывания берут пластилин, зеленого цвета для стебля и листочка. Затем цветные кусочки пластилина наносит на картон виде цветка.

Минутка шалости танец " Разноцветные стекляшки "

Посмотрите какие у нас яркие получились Цветики Семицветики!

Декабрь Тема " Зимнее дерево "

Цель. Закрепление навыков рисования дерева.

Воспитание интереса к природе.

Задачи. Учить выделять признаки дерева (ствол, ветки).

Формировать умение создавать изображение зимнего дерева.

Материал оборудование: Тонированный лист бумаги (голубой), восковые мелки, гуашь белая, ватные палочки или губка поролоновая, клеенка. Картина зимнего дерева.

Ход занятия. Ребята отгадайте загадку.

Какая погода зимой (холодная, дуют ветра, идет снег, мороз щиплет нос). А как люди одеваются зимой (…), что они одевают (…).

Звучит грустная музыка, ребята мне кажется тут грустно кому-то (деревьям). А как вы думаете почему им грустно (они голые, на них нету листочков). Что же может зимой согреть дерево (снег) и сейчас я вам предлагаю нарисовать дерево и укрыть его снегом.

Рисовать дерево будем восковыми мелками. Каким цветом будет ствол (коричневым), объяснение как рисуем дерево. Дерево готово теперь будем укрывать снегом, для этого мы будем использовать ватные палочки и белую гуашь.

Пальчиковая гимнастика " Ручки замерзли"

Самостоятельная деятельность. Дети садятся за рабочие места приступают к рисованию. Наше занятие подходит к концу.

Чтение стиха Суриков " Зима"

Посмотрите ребята у нас с вами получился настоящий зимний лес. Вам нравятся ваши работы. Молодцы

Январь

Тема " Чудо — снежинка "

Цели: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования Тычки (ватные палочки).

Задачи. Учить детей использовать в работе нетрадиционную технику рисования ватными палочками (тычек). Расширять представление о снежинках, развивать мелкую моторику.

Словарная работа: Снежинка узорная, пушистая, блестящая, легкая, снегопад.

Материал и оборудование: Снежинка, гуашь белого и синего цвета, ватные палочки, лист бумаги (на которых схематично изображена снежинка), стакан с водой, салфетки.

Ход занятия: Ребята отгадайте загадку.

С неба отпускаются

Белые красавицы

Кружатся, летают.

А в руке растают (снежинка).

Скажите в какое время года появляются снежинки? Как вы думаете снежинки одинаковые бывают или разные? (показ снежинок картинки). Увсех снежинок шесть лучиков, но они все раной формы.

Физ. минутка" Снежинка"

Показ воспитателя: Смотрите один раз мокнули ватную палочку в гуашь, и начинаем делать бусинки по контуру снежинки. И так продолжаем рисовать по контуру снежинку.

Самостоятельная деятельность рисование снежинки.

Анализ детских работ: Итак, ребята, что мы с вами рисовали? Чем рисовали? Понравилось? Молодцы (уборка рабочих мест)

Мин. тишины

Стих Демьяновой" Снежинка"

Приглашаю на прогулку любоваться снежинками.

Февраль

Тема " Морозный узор ".

Цель: знакомство детей с зимним явлениям природы, вызвать интерес к природе, совершенствовать умения и навыки детей в рисовании.

Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (свеча + гуашь). Совершенствовать умению тонировать бумагу. Вызывать положительный эмоциональный настрой на результат деятельности.

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за снегом.

Материал и оборудование: Белые листы бумаги, свеча, гуашь, кисть широкая, клеенка, стакан с водой.

Ход занятия: Загадка

Невидимкой осторожно

Он является ко мне.

И рисует как художник,

Он рисунки на окне (мороз).

Ребята вам нравиться зима? Что мы видим за окном? (снег, деревья) А вот зимний узоры мы свами не видим. Каждую зиму на окнах появляются узоры не обычной красоты. Предлагаю эти необычные зимние узоры нарисовать.

Показ воспитателя. Ребята в творческой мастерской.

Анализ работ. Минутка тишины стих Тихомиров " Зимний узор"

Апрель

Тема "Космос " (граттаж).

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования Граттаж.

Задачи: учить технике штриха

Развивать зрительную память

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа: Беседа о космосе. Рассматривание картин, чтение литературы.

Материал и оборудование: белый картон А4, цветные восковые мелки, кисть широкая, черная гуашь, свеча, баночка с водой, стеки.

Ход занятия: Ребята, работа в технике Граттаж проходит в несколько этапов. Подготовка бумаги основа рисунка, закрашивание бумаги, процарапование создание рисунка.

Мы свами делаем основу с помощью цветных восковых мелков. Закрашиваем лист картона, в разном порядке сочетания цветов, прокрашиваем свечой толстым слоем, и равномерно закрашиваем в черный цвет гуашью. Пока ждем, когда работы высохнет, предлогаю потанцевать " Аэробика"

Наши работы высохли, намечаем контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процараповать и заштриховывать. Работаем аккуратно, острые предметы держим только над своей работой.

Анализ работ: Посмотрите благодаря черному цвету и ярким светлым цветам, работа получается наиболее контрастная. Работы получились разные яркие, так как все работали по собственному воображению и представлению. Старались все, и мне кажется получилось очень неплохо. Все молодцы.

Март

Тема "Подснеджник "

Цель: закрепление нетрадиционной техники рисования способом тычка по контуру подснежника.

Задачи: учить рисовать цветы способом тычка.

формировать умение держать ватную палочку, набирать необходимое количество красок заполнять весь контур.

Материал и оборудование: аудиозапись П.И Чайковского " Апрель" картины весеннего леса, бумага с нарисованным цветком, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, клеенки.

Ход работы: Развивающая игра" Весна Идет"

Весит картина Весна. ребята какое время года нарисовал художник? Погода какая? Что еще происходит весной? растут подснежники. Ребята что есть у подснежника? (стебель, листья).

Показ воспитателя. Самостоятельная деятельность.

Анализ работ: Ребята что мы делали? (рисовали)

Чем рисовали? (ватными палочками).

Как называется этот метод рисования? (нетрадиц. тех).

Понравилось? Вы все молодцы

Май

Тема " Праздничный салют" (выдувание)

Цель: обучение детей рисовать праздничный салют, используя нетрадиционную технику рисования выдувание из трубочек для коктейля.

Задачи: Познакомить с новой техникой рисования трубочками для коктейля.

Развивать у детей самостоятельно дорисовывать композицию.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и ее защитников.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением салюта, чтение стихов, показ рисования трубочками.

Материал и оборудование: Бумага тонированная голубого или фиолетового цвета, трубочки, кисть для рисования (тонкая), баночка с водой, гуашь.

Ход занятия: Отгадайте загадку

Вдруг из черной темноты

В небе выросли цветы

Небывалой красоты (Салют)

Какой праздник отмечала наша страна недавно? День победы, Вы ходили с родителями нам праздник? Видели салют?

Показ картинок салютом, на что похож салют? на цветы. Какого цвета салют огни. (голубого, красного, желтого) разноцветные.

Ребята, когда запускают салют чтобы его видно было? Ночью.

Физминутка " Ура"

А теперь можно и к работе приступать. Смотрите как будем рисовать.

Сначала берем кисточку и капаем краской на лист бумаги

Дуем через трубочку на каплю, раздуваем каплю в разные стороны

При желании можно салют дорисовать кистью.

Анализ работы: Ребята что мы рисовали сегодня?

Как мы это делали?

Вам понравилось?

Что понравилось больше всего?

Мин. тишины

Слушаем грохот салюта.

Приложение

Загадка. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, когда это бывает (Зимой).

Пальчиковая гимнастика. "Ручки замерзают"

Наши руки замерзают. Поиграем-ка немножко, да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп. Чтобы пальчики согреть сильно надо потереть. Пальчики мы согреваем их сжимаем –разжимаем.

Стих. Суриков " Зима"

Белый снег пушистый,

Воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Пальчиковая гимнастика "Гномики и прачка"

Жили были в домике (сжимаем и разжимаем кулачки)

Маленькие гномики. Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (трем кулачки друг об друга)

Токи – рубашку (загибаем пальчики)

Пики-платочки

Лики- штанишки

Чики – носочки

Мики умница был всем водичку наносил.

Игра "Один много"Называем цветы в единственном и множественном числе. Я в единственном, а вы во множественном числе.

Один Василек – много Васильков

Ромашка- Ромашек

Роза- Роз

Пион- Пионов

Физ. минутка:

Закружились, завертелись белые снежинки (кружимся)

Вверх взлетели, белой стаей мягкие пушинки (руки верх вниз поднимаем)

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду (присели на корточки).

Заискрились, засверкали — все девятся чуду (кружимся, делая фонарики).

Стих Демьянова

Летят снежинки звездочки

Смотрю из — под руки.

Кружась танцуют в воздухе,

Пушисты и легки.

Физминутка " Ура"

Раз, два, три, четыре пять (маршируем),

Будем всех сильнее в мире (поднимаем руки верх).

Будем мир мы защищать (показ сильных)

Будем маму обнимать (обнимаем себя).

На носочки встанем (поднимаемся на насочки).

Солнышко достанем.

Стих Тихомиров " Морозный узор"

Странный к нам пришел стекольщик,

Всех за нос хватает.

С каждым днем прочней и толще,

Стекла он вставляет.

Делал дело живо скоро,

Чистая работа.

Застеклил пруды, озера, лужицы, болота.

Развивающая игра" Весна идет".

Раньше был сугроб до крыши (поднимаем руки вверх)

А теперь все ниже ниже (приседаем) Солнышко сильнее греет (руки вверх растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет, побегут ручьи везде (волнообразные движения).

Все деревья вдруг проснулись (потягиваемся)

Пробудилсь ото сна. Это к вам пришла весна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год