Рисование при помощи медиатора с детьми дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе |
ИЗО детям | |||
Автор: Городова Наталья Николаевна | |||
06.05.2021 18:07 | |||
Рисование при помощи медиатора с детьми дошкольного возраста, как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Медиатор — это пластмассовая пластина своеобразной формы. Выбор этой формы обусловлен тем, что линия бокового контура медиатора совпадает с линией элемента буквы как переходная часть у нижней линии строки. Это чётко видно на элементе, соединяющим буквы.
Именно это переходное звено обычно опускается в описании облика буквы. А то, что не названо, то в графике и не видится, и не воспроизводится. Работа с формой медиатора создает надежную воспроизводимость и точность облика, как элементов букв, так и буквосочетаний. Медиаторы можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или вырезать их из картона. На первом занятии с формой медиатора дети подробно обсуждают, на что похожа эта новая для них форма, и договариваются, как они будут называть ее в дальнейшем. Чаще всего медиатор зовут «листиком». На этом же занятии ребята начинают тренироваться в обведении медиатора. Они составляют рисунки, используя форму медиатора- «листика» многократно. Это может быть набор предметов, а может быть и сложная картинка: скажем, Медведь, голова и туловище, которого имеет форму «листиков», держит связку воздушных шаров, имеющих ту же форму. Рядом может расти цветок с лепестками-листиками и бежать какой-нибудь зверек, голова, туловище и уши, которого имеют эту же форму. На первых порах, когда дети обводят форму «листика» по трафарету-медиатору, все «листики» выходят одинаковой величины. Позднее, когда ребята начнут рисовать «листики» от руки, они могут быть самой разной величины, что дает возможность более свободного использовании в рисовании этой формы. Постепенно дети начинают все свободнее и более гибко пользоваться в рисунках формой «листика». Когда все дети научились рисовать «листики» от руки, нужно показать вариации формы — «пол-листика», которые будут очень нужны в дальнейшем, когда «листиковые» формы станут образной графической основой для воспроизведения письменных букв. Форма «листика» — медиатора делится вдоль, по оси симметрии, пополам. Получившаяся форма и есть «пол-листика». «Пол-листика» так же обыгрывается и обживается, как это было с «листиком». Дети рассказывают, что из известных им предметов похоже на «пол-листика», рисуют картинки с использованием этой формы. Обычно форму «пол-листика» дети находят похожей на туловище мышки, ежика, лопасти вертушки, шляпку гриба, кусок арбуза и т.д. Они должны одушевить, оживить эти формы, накрепко связать их для себя с массой приятных и интересные вещей. Пусть они наиграются в поиск своих знакомых и любимых «листиковых» форм в окружающем мире. Вдруг увидят, что кактус на окне — совсем как «листик» Можно поиграть, кто больше назовет предметов этой формы. Все это нужно потому, что научившись находить «пол-листики» в формах веток, в очертаниях привычных вещей, например, игрушек, дети смогут легко находить их в очертаниях букв. А научившись в совершенстве рисовать зверушек и вертушки, состоящие из этих форм, они смогут сознательно и с пониманием дела воспроизводить, и элементы письменных букв, и сами буквы. Кроме того, работа с «листиковыми» формами приятна и интересна детям.
|