Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста |
ИЗО детям | |||
Автор: Филиппова Ирина Геннадьевна | |||
02.05.2021 23:09 | |||
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста Воображение – это важная сторона жизни любого человека. Практически вся духовная и материальная культура существуют благодаря воображению и творчеству людей. Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в педагогике и детской психологии. По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, М. С. Мухиной и др.), развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой, рисования [3; 5]. Дети в условиях деятельности осваивают жизненное значение, целесообразность различных форм, окраску, величины предметов. Также в развитии воображения значительную роль играют музыкальная, изобразительная деятельность и словесное творчество.
К школьному обучению у детей достаточно сформировано воображение и ребенок умеет ориентироваться в ситуациях преобразования предметов, образов, знаков, и готов к предвосхищению возможных изменений. По мнению Н. Р. Ветрука, воображение – это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности [2]. Человек придумывает то, что еще не существует на самом деле, а в некоторых случаях даже то, что нельзя реализовать на практике или, что вовсе не может существовать, но своим источником воображение всегда имеет объективную реальность. Следовательно, воображение является одной из форм отражения действительности. Ученые утверждают, что первые признаки воображения проявляются, когда ребенок начинает действовать на основе возникающих у него собственных представлений, а не на основе реальности[4]. К примеру, ребенок укладывает куклу в коробочку-кроватку или моет руки камешком-мылом. Он действует с предметом, но представляет на его месте совершенно другой. Анализ психолого-педагогической литературы [1] позволяет выделить этапы развития воображения у детей дошкольного возраста. На первом этапе (3-4 года) воображение ребенка неразрывно связано с предметом, он еще не может переименовать предмет, если не действует с ним, не видит его. Также изначально сам предмет-заместитель имеет схожие черты с заменяемым. Со временем воображение начинает опираться на предметы, совершенно не похожие на замещаемые. Если для детей младшего дошкольного возраста внешней опорой выступают предметы, то для детей среднего и старшего возраста – это выполнение взятой на себя роли. В 5-7 лет внешняя опора подталкивает ребенка на замысел, и ребенок уже произвольно планирует его реализацию, подбирая необходимые средства. Постепенно необходимость во внешней опоре исчезает. Происходит переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним лишь в уме. А также переход к игровому действию с предметом, которого в реальности нет. На втором этапе развития воображения, в возрасте 4-5лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности (игра, рассказывание, ручной труд). И появляются мечты, но они часто являются ситуативными и неустойчивыми, обусловлены эмоционально подкрепленными событиями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Дети называют один шаг своего плана (например, «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (схематическое изображение), а потом, увидев результат, начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополнение изображения деталями). Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В процессе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Таким образом, воображение превращается в особую деятельность, направленную на изменение окружающего мира. В основном воображение дошкольника остается непроизвольным. Предметом фантазии является то, что произвело сильное впечатление. О росте произвольности мы можем судить по тому, как ребенок умеет создавать замысел и планировать его достижение. Воображение взрослого и ребенка существенно различается. Ребенок может вообразить меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет своему воображению и меньше его контролирует. Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир у них не отделены столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Целенаправленное развитие воображения у детей происходит изначально под влиянием взрослого, который побуждает произвольно создавать образы. Но со временем дети начинают самостоятельно представлять замыслы и пути их реализации. Здесь важным моментом выступает оформление идеи и плана в речи. Включение слова в процесс деятельности делает воображение осознанным, произвольным. Теперь ребенок может проигрывать в уме предполагаемые действия, понимая логику развития сюжета, анализировать ситуацию с разных сторон. Вопрос о богатстве или бедности воображения является довольно сложным. С одной стороны, богатство воображения дошкольников связано с низкой критичностью мышления, когда они не знают, как не бывает, а как бывает. Получается, что ребенок легко объединяет разные представления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно у детей младшего дошкольного возраста. Однако все эти фантазии неразрывно связаны с прежним опытом детей, они строятся на его основе, на том, что дети узнали от родителей и друзей, из сказок. И можно смело сказать, что жизненный опыт «определяет материал» для постройки образов. Следовательно, ребенок может вообразить меньше, чем взрослый. Одним из важных условий развития воображения является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, только сотрудничество с семьей, в том числе, и в развитии воображения дошкольников, дает желаемые результаты. В детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что уже знает. Часто у детей дошкольного возраста воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазии в этом случае ничто иное, как воспоминание прошлого. На наш взгляд, нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития воображения у дошкольников. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов активности детей дошкольного возраста, поскольку она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем мире в рисунках. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и умственного развития детей. Для развития воображения, как составляющего творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования используются, в том числе, и нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Овладение техникой рисования должно быть целенаправленным, то есть дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С нашей точки зрения, важно придерживаться определенной логики в использовании нетрадиционных техник рисования для развития воображения дошкольников. Воспитатель направляет деятельность детей, знакомит их с основными способами использования нетрадиционных техник рисования. Важно, чтобы интерес к рисованию постоянно развивался, поэтому педагог выбирает такую форму взаимодействия, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в использовании разных техник. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и средств выражения образа, проявления фантазии. Предоставляя детям больше самостоятельности, воспитатель вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения той или иной задумки, помогать в выполнении поставленной задачи. Увлечение техниками не должно стать самоцелью. Так как у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику дошкольник соотносит лишь с одним определенным изображением. Дальше этого образа он уже ничего не видит. Задача педагога — стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально. И только потом при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинального рисунка. Этапность использование нетрадиционных техник рисования определяет логику развития воображения дошкольников «от простого к сложному», «от одного вида техники к нескольким», «уменьшение дозы помощи взрослого»:
- отиспользования в рисунке одного вида техники к употреблению нескольких нетрадиционных техник изображение сразу. - отиндивидуальной работы к совместному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования. Работы таких ученых, как Кузнецовой Л.В., Левченко И.Ю., Медведевой Е.А., Некрасовой Ю.Б., Копытина А.И. и других подтверждают эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии детей[5]. Авторы указывают, что нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости и раскованности, развивают инициативу, носят эмоционально положительный эффект деятельности. Дети создают что-то новое, оригинальное и одновременно воплощают свои замыслы, идеи, мечты. Опыт нашего взаимодействия с детьми младшего возраста подтверждает, что работа с нетрадиционными техниками вызывает у них радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. При непосредственном контакте с краской, дети познают ее свойства: твердость, вязкость, густоту. На этом возрастном этапе используются такие техники, как: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками и печать из ниток. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками, такими как: тычок жесткой полусухой кистью, печать пробками, печать поролоном, восковые мелки плюс акварель, свеча плюс акварель, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, а также рисование ватными палочками. В старшем же возрасте дети могут освоить еще более сложные техники и методы: рисование мыльными пузырями/песком/мятой бумагой, пейзажная монотипия, кляксография, печать по трафарету, пластилинография, а также предметная монотипия и другие. В этом возрасте дети используют цвет, как средство передачи настроения и эмоций. Таким образом, каждая из данных техник представляет собой маленькую игру, которая не имеет жестких границ, развивает воображение. В данной деятельности дети начинают чувствовать себя свободнее и смелее. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребенку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные техники рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают. Разнообразные материалы, возможность выбора, необычное начало работы, интересные и неповторяющиеся задания положительно влияют на ребенка. Он испытывает незабываемые положительные эмоции, что, в свою очередь, влияет на его отношение к деятельности. Не вызывает сомнений, если ребенок мотивирован он ищет всё новые способы, пути решения разнообразных задач. Он придумывает, воображает, мечтает. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, придумывать и воображать. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать все стороны личности ребенка. Несомненно, разнообразие материала способствует развитию у детей оригинальных идей, вызывает желание придумывать и применять творческие находки на практике. Рисование нетрадиционными техниками представляет возможность для создания полноценных художественных сюжетов, которые ребенок сам же и придумывает. Придумывая что-то неповторимое, дошкольники каждый раз экспериментируют со способами создания объектов. Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Список литературы.
|