Разноуровневые дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности |
ИЗО детям | |||
Автор: Рогова Светлана Александровна | |||
17.01.2021 10:16 | |||
Разноуровневые дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности Подготовила: воспитатель МБДОУ №152 Рогова С. А. Оренбург 2021 Константин Бальмонт писал: Быть может вся природа – мозайка цветов? Эти слова были написаны более века назад и задача педагога состоит в том, что бы помочь это очарование, красоту природы, но для этого, по словам Салоухина «Надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.
Педагоги знают, что дети проявляют повышенный интерес к изобразительному искусству, а главная задача воспитать активного творческого ребенка. И одна из главных задач сохранить непосредственность искренность стремление к творчеству, для детей характерно активное отношение к изображаемым событиям, некоторые даже озвучивают изображаемые события. Важным моментом в процессе обучения является знакомство с национальными особенностями в искусстве, с декоративно прикладным творчеством народов России, а так же представление о талантливости каждого человека народа. Каждый народ передает новым поколениям свое видение красоты, жилища, посуды, одежды. Это не только развитие творческих способностей, но и развитие интереса культуры в целом. Для решения этих задач можно выделить основные цели:
Не мало важное значение, закрепления навыков и развития творческих способностей является создание развивающей среды. В соответствие с ФГОС Мы знаем, что первые рисунки детей составляют каракули геометрические фигуры линии не связанные между собой, к трем годам они осмысливают свои каракули и начинают их рассматривать как изображение вещей и возможности ребенка начинают расти, как разрастающееся облачко и наша задача помочь развитию этих способностей. Главная наша задача обогатить опыт художественно – продуктивной деятельности на всех уровнях содействовать освоению художественных технологий на основе интеграции интеллектуальной деятельности и развитию ручной умелости. В соответствие с ФГОС в работе с детьми учитываются индивидуальные способности каждого ребенка их интересы и предпочтения. Предпосылкой для знакомства с художественным творчеством является умение видеть цвет. Сначала я предлагаю рассмотреть детям радугу, читаю стихотворения: «Петух увидел радугу, какой красивый хвост Баран увидел радугу, какой высокий мост И конь глядит на радугу, подкова велика Река глядится в радугу и в небе есть река» Предлагаю детям полоски и составить из них радугу, если дети затрудняются (с низким или средним уровнем развития) я им предлагаю выбрать цвета радуги затем в экологическом уголке помещается большой рисунок радуги и предлагаю группе найти на улице цвета радуги. Детям с высоким уровнем развития можно предложить холодные оттенки для «Снеговичка», а теплые цвета для «Солнечного лучика», а как заключение можно предложить «Танец радуги» с ленточками соответствующего цвета. Следующим этапом знакомства с оттенками игра «Хоровод красок». «Я возьму три краски основные эти краски не простые из них состоят все остальные, если красный и желтый подружится какая новая краска получится, ведите сюда подружку свою, если желтая с синей подружится какая новая краска получится, ведите сюда подружку свою, если красная с синей подружится какая новая краска получится, ведите подружку свою» Для детей с высоким уровнем развития можно ввести следующее усложнение, ввести игру «Времена года». Где дети составляют объемную картину осени и это помогает понять объем картины в дальнейшем, когда они будут рисовать пейзаж, они будут рисовать не только на первом плане, но использовать все пространство листа. Для детей с низким уровнем развития можно предложить игру «Палитра осени». Где они могут выбрать соответствующие цвета осени. Знакомство детей с народным творчеством начинается с предварительной работы, когда дети рассматривают элементы росписей и знакомятся с изделиями народных мастеров, осваивают цветовую палитру. Детям с низким и средним уровнем развития можно предложить сначала выбрать элементы росписи, например дымковской, затем украсить барышню или барашка, а детям с высоким уровнем развития предложить вылепить из глины, а затем расписать их. Знакомство с гжельской росписью начинается с знакомством простых элементов: сеточкой клеткой точками. Можно предложить ребенку, который затрудняется провести пальчиком на листе бумаги сверху вниз справа налево, а детям с высоким уровнем развития украсить элементами росписи посуду, а впоследствии расписать вылепленные изделия. Так же продолжая знакомить с народным творчеством можно предложить игру «Веселая лошадка», соотносить лошадку с выбранной росписью, в основном это используется для детей низкого и среднего уровня. Закрепляя навыки вырезания и лепки можно начинать с пальчиковых игр. Дети робко отделяют кусочки глины и пластилина, и начинаю обрабатывать их и очень быстро эти кусочки, при помощи скатывания, раскатывания начинают принимать форму, а свои бусинки или лепешки они с удовольствие нанизывают на проволоку или нитку. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны они способствуют развитию речи и творческой деятельности, тем самым вырабатывают ловкость умение управлять своими движениями, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Четырех летние дети могут использовать только пальчики, а детям старшего дошкольного возраста можно предложить: шарики, кубики. Пальчиковая игра «Моя семья» Этот пальчик дедушка, Этот пальчик я, Дети поочередно сгибают пальцы поочередно, по окончанию покрутить кулачком. Пальчиковая игра «Прятки» В прятки пальчики играли и головки убирали Вот так вот так и головки убирали. Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы, сначала на одной руке потом на другой. Детям старшего возраста на пальцы можно предложить надеть фигурки животных. Пальчиковые игры так же можно использовать в навыках вырезания, например, сначала предложить назвать на картине все геометрические фигуры, а затем сложить их в разных направлениях, после разрезать их по линиям сгибов. Из полученных фигур предложить выложить коврик, классифицировать их по цвету и форме. Для детей со средним уровнем развития можно предложить игру «Найди нужный цвет». Дети должны пальчиком обвести контур предложенного фрукта или овоща и найти соответствующий для него цвет. А для детей с высоким уровнем развития игру «Собери вазу», что в дальнейшем помогает детям лучше ориентироваться, вырезая ножницами точно такие же предметы. В каждой группе есть дети с опережающим развитием, что так же предусматривает созданная в группе развивающая среда, это может быть экопластика, использования подручного и бросового материала, можно предложить детям картины из карандашных стружек, детям рисуется контур деревьев домом, а затем начинает работать фантазия. Яичная скорлупа, листья, коллекция камней может служить уникальным процессом вживания в мир творчества. Наша работа предполагает полное раскрытие индивидуальных качеств ребенка, которые одни надо учитывать, другие воспитывать, а третьи развивать.
|