Проект «Цветной калейдоскоп» |
ИЗО детям | |||
Автор: Флягина Лариса Петровна, Киреева Наталья Викторовна | |||
12.12.2020 05:12 | |||
Проект «Цветной калейдоскоп» На 2016-2020гг. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В связи с эти мы считаем, что данная проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы по самообразованию: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей». В начале пути, мы просмотрели и изучили много психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования. Затем, мы стали думать, как же нам развивать в наших детках изобразительные способности? С чего начать? Как построить работу? Было принято решение, что необходимо разработать долгосрочный проект. В начале проекта была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей со средним уровнем развития творческих способностей:
Таким образом, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Сначала проект был рассчитан на год, но видя, что детям это нравится, доставляет удовольствие и есть положительные результаты (диагностика в конце года), было принято решение продлить его ещё на два года. Так у нас появился проект «Цветной калейдоскоп» по которому мы проработали в течении трёх лет. Сегодня мы представляем Вашему вниманию наш проект, апробированный нами и в этом учебном году мы, набрав детей 3-4 лет тоже работаем по проекту, внеся изменения и дополнения соответственно возрасту детей. Актуальность В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности — одна из главных задач современного дошкольного образования. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Творческие эксперименты маленьких детей с фломастерами, пластилином, рассыпанной крупой, солью или сахарным песком, а может быть, случайно доставшейся губной помадой мамы неиссякаемы. В любой семье существуют свои истории о том, как карапуз экспериментировал с раскрашиванием обуви зубной пастой или создавал фломастером «шедевры» свежевыстиранных папиных рубашках. Как правило, маленького творца отличает самозабвенное желание немедленно сделать красивым весь окружающий его мир. Раз, два, три…и вот уже готовы настенные, нашкафные и напольные рисунки, ещё чуть-чуть времени- и основа техника бодиарта: рисунки украшают собственные ручки, ножки, коленочки и конечно же, пузико. А вот и белая штора, какой простор для самовыражения! Но, увы, большинство художников остаются не признанными, их шедевры уничтожаются, а сами они подвергаются серьёзным гонениям за свои смелые эксперименты. Однако самые отчаянные не бросают попыток раскрасить и расцарапать всё и вся, а также размазать то, что может мазаться. А взрослые, обречённые на участь гонителей искусства, стремятся незамедлительно уничтожить первые наброски юного художника с помощью всяких моющих средств. Так в семье начинается, а со временем и разворачивается долгая аппозиционная война интересов. А может быть, прекратить военные действия, сесть за стол переговоров и, понаблюдать за своим карапузом, прийти к выводу, что пора приобщить малыша к творчеству? Ведь система запретов и наказаний оказалась бессмысленной и малоэффективной, не лучше ли неуправляемую энергию направить на дело созидания и развития? Не лучше ли научить его создавать вещи своими руками, чем бесконечно запрещать? Присмотритесь, и вы поймете: творческий процесс – это настоящее чудо. И это чудо вы создаёте своими руками, только вы, взрослый, можете показать, подсказать, помочь, направить и вовремя отстраниться, предоставляя малышу свободу для созидания. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. В деятельности детей по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно- исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком создаёт предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Цель проекта:
Задачи проекта: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Срок реализации проекта: долгосрочный (4 года).
Вид проекта: Художественно — творческий. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Принципы реализации проекта. Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Применение нетрадиционных техник рисования развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает их к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Формы работы с детьми.
Формы работы с родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования; Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах. Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап решает задачи организационного характера:
Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:
выставки детских рисунков;
Заключительный этап проекта: разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста (см. Приложение 2) обобщение опыта работы по данной теме. Ресурсное обеспечение проекта Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для рисования. Список литературы
|