Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР» |
ИЗО детям | |||
Автор: Марушева Екатерина Александровна | |||
21.11.2020 19:31 | |||
Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР» В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью. Поэтому вопросам по формированию изобразительной деятельности уделяется приоритетное место. При разработке направления работы с детьми с ЗПР по развитию рисования учитываются особенности навыков рисования у дошкольников с ЗПР, которые позволяют определить следующие направления коррекционно- развивающей работы:
В группах воспитатель создает условия для самостоятельных занятий детей в свободное время в течении дня. Организация зоны художественного творчества, помогает в решении поставленных задач в ходе развивающей работы.
В рисовании на занятиях чаще всего педагог использует традиционные средства рисования: карандаши, фломастеры, кисточки. Наш подход в обучении предполагает использование нетрадиционных средств в рисовании, в частности ватные палочки, губки, природный материал и др. Для реализации поставленных задач для развития рисования дошкольников предлагается использование нетрадиционных техник изображения. С целью формирования мотивации у детей с ЗПР к обучению навыков рисования использовать в работе нетрадиционные средства и техники рисования. Для развития моторики хорошо выполнять гимнастики и массаж. Предварительно с детьми проводить комплексы в форме игры в начале каждого занятия. Наиболее эффективным при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является метод совместных действий. Метод сотворчества ребенка и взрослого максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников. Рекомендуется использование дидактических игр на формирование средств выразительности, самостоятельности и контроля над деятельностью. «Дорисуем то, чего здесь нет», «На что похоже?», «Придумаем узор» и др. Игры носят как индивидуальный, так и подгрупповой характер. Выбор формы занятий определяется желанием и степенью подготовленности детей. Для детей с ЗПР большое место занимает показ приемов изображения. Для формирования навыков рисования важно поэтапность владения навыками рисования. Для этого рекомендуется использование схем поэтапного рисования изображаемого предмета. Что позволит формировать у детей самостоятельность в деятельности. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу. Важное в работе сопровождение деятельности речью. Дети с ЗПР нуждаются в объяснении задания. Применяем не более 2-3 инструкций для выполнения рисунка. Для решения поставленных задач подбираются игры на формирование сюжета и расширения средств выразительности. Для развития технических навыков и изобразительных действий разработана система занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, монотипия, набрызгом, рисование — выдуванием из трубочки мыльных пузырей и т. д. Так же рекомендуется совместное творчество детей и родителей. Для этого предлагаем провести консультацию для родителей из опыта использования нетрадиционных техник рисования. Эти приемы позволяют создать творческую атмосферу и следовательно, сделать процесс обучения наиболее результативным. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
В связи с особенностями детей с ЗПР целесообразно применение современных и эффективных приемов и методов в работе. Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР перед воспитателями стоят следующие задачи в развитии навыков рисования:
Развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения. В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что развитие изобразительных умений, навыков и способностей происходит у ребенка дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии только в процессе сотрудничества со взрослым. Воспитателю в работе по художественно-эстетическому воспитанию важно привлекать родителей к совместному творчеству. Сотрудничество с семьей дает хорошие результаты в работе.
|