Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Монотипия» |
ИЗО детям | |||
Автор: Буракова Наталья Валерьевна | |||
20.11.2020 21:13 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Монотипия» Департамент образования администрации Города Томска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска Возраст обучающихся: 3-4 лет Срок реализации: 1 учебный год Автор-составитель: Буракова Наталья Валерьевна, Воспитатель г. Томск, 2020 Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка 1. 2. Цель и задачи программы
1. 3. Содержание программы. Содержание учебно-тематического плана. 1. 4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2. 1. Календарный учебный график занятий 2. 2. Условия реализации программы 2. 3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы 2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 2. 4. Оценочные материалы 2. 5. Методические материалы 2. 6. Список литературы Приложение Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Монотипия» — художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и мышления посредством создания цельного образа из части нарисованного предмета с помощью складывания бумаги пополам. Актуальность разработанной программы состоит в том, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. В ход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляет им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств. Также дети любят «волшебство». Программа «Монотипия» позволяет совместить детское творчество с возможностью побыть тем самым волшебником посредством отпечатка изображаемого предмета или его части на другой половине листа бумаги. Актуальность программы также определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Монотипия» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, развивается пространственное воображение, глазомер, внимание, память, фантазия и творческое мышление поскольку из части изображенного предмета путем складывания бумаги пополам получается цельный образ растений, предметов и т.д. Дополнительная общеразвивающая программа «Монотипия», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Монотипия» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Программа построена по тематическому принципу. Её отличительная особенность состоит в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Подходы и концепции, которые легли в методологическую основу для разработки занятий, используемых в программе: Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Адресат программы – дети в возрасте 3-4 лет. Возрастные особенности: Как правило, к 4 годам дети интересуются различными техниками рисования, пробуют всевозможные материалы, умеют держать кисть и карандаш. Они знают основные цвета и их оттенки, могут их назвать и правильно подобрать подходящие по картинке. Малыш в 3-4 года может проводить горизонтальные и вертикальные линии, изображать с помощью них железную дорогу, забор или дождик. Он знаком с основными геометрическими фигурами, может нарисовать колобка, домик, флажок. Умеет наносить узоры на предметы, делать мазки, пятна, например, на чашку или сарафан. Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Начиная с четких действий по намеченному алгоритму, дети постепенно переходят к собственному творчеству. Они учатся действовать креативно, принимать неожиданные решения, экспериментировать. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность 15 минут. 1. 2. Цель и задачи программы Цель: эстетическое развитие младших дошкольников, развитие их творческих способностей, расширение кругозора. Задачи:
|