Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста |
ИЗО детям | |||
Автор: Костарева Ирина Игоревна | |||
06.11.2020 22:07 | |||
Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста Костарева Ирина Игоревна Аннотация: в статье раскрываются особенности нетрадиционной техники рисования «хеппенинг», автор рассказывает об опыте использования данной техники в работе с детьми раннего возраста. Ключевые слова: хеппенинг, нетрадиционное рисование, дети раннего возраста. «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А. Сухомлинский
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная программа может быть претворена в жизнь. К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно – ориентированные технологии. Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования: «хеппенинг» (в переводе с английского "случаться"). Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи:
-развитие воображения и образного мышления. Творчество – это важный процесс для полноценного, гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Творчество сопровождает нас на протяжении всей жизни, даруя радость и восторг самопознания и самореализации в процессе деятельности. Именно процесс, а не результат является определяющим моментом в развитии творчества детей раннего возраста. Однако, в силу слабой развитости нервной системы и мелкой моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения карандашом и кистью. В такой ситуации на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Тем более что интуитивно дети самостоятельно прибегают к такой технике: рисование на запотевшем стекле, обоях, в тарелке с едой, разводы на столе от пролитого компота, отпечатки грязных рук на одежде и окружающих предметах. К сожалению, подобные эксперименты не только не приводят в восторг, но и вызывают остро негативную реакцию со стороны взрослых. Наша задача – направить движущую силу познания мира в мирное русло и организовать процесс творчества и экспериментирования. Основные требования к нетрадиционным техникам рисования в раннем возрасте – это простота исполнения, доступность материалов и гарантированный результат. Техники, предусматривающие аппликацию, не рассматриваются, так как для данного возраста предусматривается лишь лепка и рисование. Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования, следует начинать с наиболее простых, вводить усложнения и дополнения к рисунку постепенно. В любом случае, основная нагрузка в организации и проведении творческого процесса ложится на взрослого. Необходимо заранее приготовить все необходимые материалы, и что еще очень важно – это продумать каким образом будет оформлена в итоге работа. Работа, которую малыш с гордостью сможет продемонстрировать своим родителям или подарить бабушке с дедушкой. Положительный опыт в творческом процессе вселяет уверенность в своих силах, своих возможностях, дарит радость и желание учиться новому, познавать и созидать. Основное достоинство нетрадиционных техник рисования – это отсутствие возможности ошибиться, сделать неправильно, что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Только избавившись от рамок и стереотипов, возможен творческий рост и полет фантазии. Помимо развития тактильного восприятия и мелкой моторики, овладения техникой исполнения, не менее важным является и психотерапевтический эффект. В процессе рисования снимается психоэмоциональное напряжение, понижается уровень гормона стресса, повышая тем самым устойчивость организма. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки). Также доступны и другие методы нетрадиционного рисования:
-рисование ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Так же используются различные камешки, бусинки, пуговицы. Малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном. Также используют оттиск печатками с изображениями животных. Для этого используют материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки с изображениями животных. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Технология рисования мятой бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать. Мною был разработан перспективный план занятий с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально с каждым ребенком. Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду. В приложении указаны некоторые работы наших воспитанников. Список использованной литературы
Приложение
|