Конспект НОД по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования старший дошкольный возраст «Золото осени» |
ИЗО детям | |||
Автор: Соляник Александра Александровна | |||
28.11.2016 23:24 | |||
Конспект НОД по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования старший дошкольный возраст «Золото осени» Виды деятельности: познавательная, творческая, художественно-эстетическая. Цель:
Активизация словаря: художник Иван Левитан, пейзаж, пейзажист, золотое убранство, пурпур. Оборудование: репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана, аудиозапись – Фредерик Шопен «Осенний вальс», видеозапись – осенний лес, краски, кисти, подставки для кисточек, опавшие листья с деревьев, бумага. Ход занятия: Организационный момент. Воспитатель: Быстро пробежало лето и скрылось за поворотом, его уже не догнать. Тихо, неслышно подкралась осень. Наступила пора, которую нередко называют сказочной, мечтательной, нежной, словно сама мелодия. Если прислушаться, то в этой осенней мелодии можно услышать и звенящие краски жаркого лета, и ощутить первое дыхание осенних холодов. Всем знакомая примета осени – желтые листья на деревьях, кустарниках. На занятие я неслучайно принесла букет осенних листьев, потому что занятие будет посвящено замечательной золотой осени. Ребята, обратите внимание на эту картину, её написал русский художник Иван Левитан. Как вы думаете, почему художник Иван Левитан назвал картину «Золотая осень»? (ответы детей) Воспитатель: Осень – удивительное время года, когда деревья стоят в золотом убранстве. Солнечные, задумчивые дни ещё тёплые, но уже нельзя не заметить как Художница-Осень нарядила каждый кустик, каждое деревце в разноцветный яркий наряд. Вот уже и птицы собираются в дальнее путешествие, клином выстраиваются журавли в небе и слышна их грустная, прощальная песня. Сколько художников, в своих картинах, отобразили природу в осеннее время года! Но не только художники, многие поэты в стихах воспевали красоту осени (Показ видеозаписи «Осенний лес», чтение стихотворения Бориса Пастернака). «Золотая осень» Осень. Сказочный чертог, Где деревья в сентябре Как на выставке картин: Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас бывал на выставке картин? А давайте устроим выставку наших картин об осени. Хотите? Тогда поудобнее устраивайтесь за столами. Как, поэт сказал об осени в стихотворении, которое только что вы услышали, запомнил кто-нибудь из вас? (ответы детей) Воспитатель: Осень. Сказочный чертог. Действительно, осень – это сама сказка, а осеннюю сказку можно долго пересказывать и кажется, что ей нет конца. А чем обычно пишет художник? (ответы детей) Верно, пишет красками, с помощью кисти. Как называется творение, когда художник пишет природу? (ответы детей) Правильно, пейзаж. А художника называют пейзажистом. Вот сейчас вы будете писать пейзажи с помощью красок, но не кистью. Хотите узнать как? Тогда внимательно слушайте. Посмотрите, у нас есть листы бумаги. На них два цвета (голубой цвет – небо и коричневый цвет – земля). На доске такой же лист бумаги (образец для детей) Воспитатель: А сейчас эту землю превратим в сказочный лес, парк, сад. Вот такой (показ готового образца). Вам нравится? Чтение Осень на опушке краски разводила, стихотворения По листве тихонько кистью проводила: воспитателем: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: - Не жалейте лета! - Посмотрите – роща золотом одета! З. Федоровская (во время чтения этого стихотворения идёт эмоциональный показ своего образца). Воспитатель: Ребята, какие самые любимые краски у осени? (Ответы детей: жёлтая, красная, оранжевая) Воспитатель: А как вы понимаете, что такое пурпур, какой это цвет? Пурпур имеет различные оттенки – это от багряного до пурпурно-фиолетового цвета. Чтобы получить этот цвет нужно смешать красную и синюю краску или красную и фиолетовую. Ребята, посмотрите, какие деревья разные по форме. (Рассматривание листочков, лежащих на столах у детей). Воспитатель: Каждый листочек с осеннего наряда дерева похож на само дерево. Этот листочек похож на кипарис, тополь, яблоню. У нас много разных листьев и с их помощью мы ваши листы бумаги превратим в осенние картины. Установка на внимание. Воспитатель: Ребята, чтобы у вас получилось изображение, возьмите листочек дерева и кончиком кисти нанесите капельки краски разных цветов, например: красная и жёлтая, а затем приложите листочек окрашенной стороной к бумаге, получился отпечаток. Если из-под листочка появилась лишняя краска, промокните её салфеткой. Промойте кисточку. Каждый раз берётся новый листок и покрывается капельками краски, но уже другого цвета. Ствол дерева можно дорисовать кистью. Деревья растут по всей земле. На заднем плане высокие деревья, в середине низкие, а впереди небольшие кустики. Когда работы ваши будут готовы, то на земле можно изобразить опавшие листочки кончиком кисточки. Теперь вы поняли, какие будем писать пейзажи? Но для того, чтобы получились пейзажи по-осеннему красивые, впечатляющие, необходимо разогреть пальчики, руки. Пальчиковая гимнастика «Деревья»: Раз, два, три, четыре, пять Маме осенний букет отнесём. (Дети сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу. В конце сжимают и разжимают кулачки). Ребята, продумайте, какие листья будете использовать в своих работах, краски. Пока вы подбираете листочки, краски, я включу музыку для вашего осеннего вдохновения. Ведь осень воспевали в своих произведениях не только художники, поэты, но и композиторы. (Аудиозапись – Фредерик Шопен «Осенний вальс»). Ребята, приступайте к выполнению задания. Работайте с душой, с творческим настроением! (Напомнить детям, как правильно пользоваться красками, промывать кисть в двух водах (2 стакана), идёт индивидуальная помощь. Далее анализ работы совместно с детьми). Выполнение творческой работы Воспитатель: Ребята, заканчивайте выполнение задания. Отодвиньте работы на край стола, промывайте кисточки и положите их на подставки. У вас у всех интересные работы. А вот представьте, что вы попали на выставку-продажу ваших картин. Для анализа работ выбрать двух детей. Вопросы этим двум детям:
Если дети затрудняются ответить, то помочь: - он подобрал яркие, красивые краски: жёлтые, красные, оранжевые т т.д. - а тебе хотелось бы побродить по этому осеннему лесу? Если есть работы размазанные, отобрать их воспитателю, самой проанализировать: - наверно здесь уже дождливая, плаксивая осень. Если кто-то из детей нарисовал деревья не на земле, а в воздухе, спросить у детей: - как можно исправить? Выбрать детей, которые бы исправили ошибку. Выставка картин Воспитатель: Давайте, ребята встанем так, как в выставочном зале, отойдём подальше от своих работ. Видите, какие разные, не похожие друг на друга картины. Наверно потому, что вы очень старались написать свой осенний пейзаж. Вам нравится наша выставка? (Дети высказывают своё мнение) Ребята, пройдёт совсем немного времени и волшебница осень с нами попрощается, на смену ей придёт другое время года. А ваши картины будут долго напоминать о чудесной, золотой осени.
|