Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Украшение батмана башкирским орнаментом». |
ИЗО детям | |||
Автор: Макарова Людмила Анатольевна | |||
22.03.2020 21:21 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Украшение батмана башкирским орнаментом». Образовательная область: художественно — эстетическое развитие. Раздел: рисование. Возрастная группа: старшая. Выполнил воспитатель: Макарова Л.А. высшая категория Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 г.Туймазы Стаж работы: 39 лет/ Дата проведения: 22. 11. 2019 г. Цель: познакомить детей с элементом башкирского орнамента сердечко
Задачи. Образовательные. Продолжить знакомить с башкирским орнаментом и его особенностями. Побуждать детей выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора (завиток, цветок, сердечко, крестики, спираль, волнистые линии), видеть красоту изделий. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей. Закреплять приемы рисования кистью декоративных элементов. Развивающие. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Воспитательные. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров — умельцев; Предварительная работа. Познавательный рассказ воспитателя о башкирских изделиях. Чтение. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства. Заучивание потешек, стихов. Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для рисования башкирских элементов. Заучивание пословиц и поговорок о гостеприимстве. Чтение башкирской сказки «Лиса сирота». Материалы: изделия башкирских мастеров, иллюстрации с изображением изделий, готовые шаблоны посуды для росписи, кисти, салфетки, баночки с водой, гуашь, палитра для смешивания красок. Словарная работа: роспись, элементы росписи, колорит, орнамент, гостеприимство, симметрия, батман, символ, вертикальная и горизонтальная линия. Ход занятия: Воспитатель. Я вам предлагаю вспомнить башкирскую народную сказку «Лиса сирота». Назовите героев сказки, которые жили вместе. Дети. Медведь, волк, собака, заяц. Воспитатель. Какими они были. Дети. Добрыми, дружными, трудолюбивыми, храбрыми, справедливыми, послушными, сильными. Воспитатель. Когда к ним в гости пришла лиса, как они поступили? Дети. Звери угостили лису чаем, оставили жить у себя. Воспитатель. Значит они были еще и гостеприимными. Как поступила лиса когда стала жить с ними? Дети. Она поступила плохо, съела все масло из батмана, которое звери приготовили на зиму, обманула всех. Воспитатель. Какая лиса? Дети. Рыжая, жадная, хитрая, злая. Воспитатель. Вы хотите украсить батман, что бы звери снова собрали масло. Сегодня мы можем ненадолго превратиться в мастеров. Давайте вместе вспомним и назовем элементы башкирского орнамента. Показ слайдов. Дети. Крестики, завитки, рога барана, ромб, волнистые линии, гусиные лапки, гребешок, цветок. Воспитатель. Какие цвета башкирские мастера использовали при рисовании. Дети. Красный, жёлтый, зеленый, фиолетовый, синий, оранжевый, черный. Воспитатель. Предлагаю рассмотреть образец. Из каких элементов составлен орнамент. Дети. Орнамент составлен из сердечек. Воспитатель. Как они расположены? Дети. В одну линию, симметрично. Физминутка: Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк- Мяч летает между рук. Воспитатель. Я покажу как рисовать сердечки – символ гостеприимства. Какой элемент башкирского орнамента мы будем рисовать. Дети. Сердечко Воспитатель. Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать. Набрать гуашь на кончик кисточки, поставить ее в исходное положение и легкими движениями руки, от середины в сторону закругляю и спускаемся вниз к центру, с правой и левой стороны. Так же рисуем второе и третье сердечко и аккуратно закрашиваем Какими элементами можно дорисовать наш батман? Дети. Крестики, линии, ромбы. Воспитатель. Но не забудьте: главный узор росписи – сердечко. Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне. Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на посуде, как будто вы рисуете легко без нажима линию в одну сторону и в другую. Рисовать сердечко нужно непрерывной линией. Мастера и мастерицы берите кисти, краски и начинайте украшать батман. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Напоминаю разные способы выполнения рисования элементов: всей кистью, ставим кисточку в исходное положение и ведем ее от себя, подкручивая слегка нажимая, затем отпускаем. Воспитатель. Молодцы ребята, вы сегодня настоящие художники, так красиво, замечательно расписали батман. Как вы думаете, какое настроение вызывает башкирский орнамент. Дети. Праздничное, веселое, яркое, солнечное. Воспитатель. Кто напомнит с каким элементом башкирского орнамента мы познакомились. Расскажите о своей работе, какими элементами вы дополнили свой орнамент, какие цвета гуаши вы использовали, аккуратно выполнена ваша работа? Закончить наши занятия мне бы хотелось башкирскими пословицами о гостеприимстве: Слаще сладкого – доброе слово, Приятнее приятного – приветливое лицо. Гость доволен – хозяин рад.
|