Арт терапия «ИЗО студия Развивашка» в рамках Проектно-технологической практики по управлению проектами
1. Аннотация
В данном бизнес проекте представлен план работы развивающего кружка для детей с 4 до 7 лет, направленная на развитие творческих способностей и мелкой моторики, (кружок включает в себя нетрадиционные виды работ — рисование нестандартными методами: песком, пластилином, крупами, соленым тестом мн. другими).
2. Актуальность проекта
Актуальность выбранных мною нетрадиционных техник изображения связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»
Скачать конспект
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- Сформировать изобразительные навыки и умения;
- Развить творческие способности дошкольников.
С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки — от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.
Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
3. Паспорт проекта
Вид проекта: Долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.
|
Срок реализации: Июнь 2022 учебного года – практическое использование ведётся по настоящее время.
|
Место события: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Лучик».
|
Участники проекта: дети дошкольного возраста, их родители и воспитатели группы.
|
Цель проекта
|
Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности ребенка, через внедрение элементов песочной терапии.
|
Знакомство с различной техникой рисования
|
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии, пластинографии, рисование ладошками
|
Задачи проекта
|
Познакомить воспитанников со свойствами песка, пластилина, красок, нетрадиционных техник рисования научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).
Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь воспитанников.
Развивать фантазию, творчество, воображение.
Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.
Привлечь родителей к совместной деятельности.
|
Обучающие:
|
Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
|
Развивающие:
|
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
|
Воспитательные:
|
Воспитывать доброту, инициативу.
Воспитывать усидчивость и терпение.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно - эстетическое, познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.
|
Прогнозируемый результат
|
Компетенции:
|
воспитанники знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;
владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;
владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);
имеют познавательный интерес к опытно – исследовательской деятельности.
|
Коммуникативные навыки:
|
получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми;
получают положительные эмоции от праздников и развлечений;
пользуются речью, как средством общения со сверстниками.
|
Предпосылки научной деятельности:
|
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
возникает интерес к значимой деятельности;
способны выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Продукт проекта
Наглядные пособия: игры, картотеки.
Материал по работе с воспитанниками.
Консультация для родителей «Игры с песком».
|
Фотовыставка.
|
Презентация проекта.
|
Риски
|
1. Низкий познавательный интерес детей.
2. Низкая информированность, а также пассивность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого
объема материала.
|
Предупреждение рисков
|
Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по познавательно-исследовательскому проекту, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
|
Распределить среди воспитателей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
|
Предполагаемые результаты
|
воспитанники узнают значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства;
|
дети будут отличать, и называть характерные признаки всех видов рисования
|
воспитанники научатся проводить простейшие опыты, исследования;
|
дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
|
у воспитанников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
|
у воспитанников значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;
|
освоение воспитанниками элементарных правил владения пескографией;
|
создание рисунков в данной технике;
|
более четкие и развитые движения пальцев рук;
|
создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;
|
Педагогическая целесообразность
|
рисование песком развивает мелкую моторику;
|
тактильную чувствительность, пластику движений рук;
|
улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).
|
Формы реализации проекта
|
образовательная деятельность;
беседы с воспитанниками группы ;
дидактические игры;
упражнения для развития мелкой моторики;
исследовательская деятельность;
работа с родителями;
фотовыставки детских работ.
Метод рисования песком - позволяет воспитанникам:
научиться осознавать себя и выражать собственные чувства;
улучшить прогресс в личностной коррекции, усилить ощущение собственной личностной ценности;
развить чувство собственного контроля, прогнозирования;
раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;
повысить мотивацию в деятельности;
проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
|
Песочное рисование способствует развитию следующих навыков:
|
формирование коммуникативных навыков;
улучшение памяти, внимания и образного мышления;
развитие мелкой моторики рук;
избавление от тревог и страхов.
|
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей – ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии)
|
Избавляет от: страха ошибок, неуверенности в своих силах, сомнений, стрессогенных факторов, депрессивных состояний.
|
Песочная рисунок, создаваемый ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире, его состоянии.
|
Как вести себя в этой ситуации, быть учителем, молчаливым свидетелем песочных спектаклей или стать соавтором…
|
Многое зависит от темы и ситуации, но принцип один «не навреди».
|
Внутренний мир ребенка хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
|
Проблема
|
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
|
Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
|
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
|
Приемы рисования песком
|
Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
|
Этапы реализации проекта
|
Подготовительный(аналитический)
|
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.
|
Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.
|
Информация родителям о предстоящем проекте.
|
Подбор литературы, оборудования.
|
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
|
Анкетирование родителей.
|
4. Консультации для родителей.
|
Заключительный (презентация, продукт деятельности)
|
Обобщение результатов работы.
Выставка детских работ, фотовыставка.
Проведения мастер – класс для родителей по нетрадиционному рисованию «Волшебный песок».
|
|
4. Основная идея проекта
Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Детский развивающий центр будет расположен в селе Нурлино в Доме Культуры. Помещение предполагается взять в аренду, отремонтировать и оснастить необходимой техникой и мебелью, его площадь составляет 80 кв.м.
Детский центр будет находиться в непосредственной близости расположены удобная парковка и остановка пассажирского общественного транспорта.
При правильно организованной рекламной компании есть возможность охватить практически всех жителей района.
5. Сильные стороны проекта
Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», «Рисование пакетом».
Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;
Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др.), выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).
|