Конспект НОД по теме «Шорский туесок» |
ИЗО детям | |||
Автор: Боткова Лариса Александровна, Петрова Олеся Александровна | |||
30.12.2018 18:56 | |||
Конспект НОД по теме «Шорский туесок» Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – «граттаж». Задачи.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37); декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Учусь рисовать»; дидактическая игра «Составь узор».
Материалы к занятию: заготовка «туеска» на восковой основе; тонкая острая палочка; дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34-35); изделия из бересты мастеров Кемеровской области; туески с разными узорами, шорский туесок. Ход непосредственной образовательной деятельности: Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку. Стоит Аленка. О каком дереве говорится? Дети. Береза. Воспитатель. Молодцы! Это дерево — береза, символ России. Воспитатель. Я предлагаю послушать рассказ о березе. «Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора». Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Как называют березу за её кору (ответ детей — белоствольной). Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий березку. Воспитатель. Мы уже знаем, что из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы. Что это за предметы? Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают и называют берестяные изделия — ложки, тарелки, корзины, шкатулки, сувениры, свистульки, туески). Воспитатель. Ребята, а что такое туесок, кто знает? (Ответ детей). Воспитатель обобщает ответы детей. Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д. Воспитатель читает стихотворение «Туесок». Руки дрожащие, белый висок… Старый шорец мастерит туесок. Снял он с березы лоскут бересты. Дело не просто — движенья просты. С плашки березовый слой сострогал, Вырезал донышка ровный овал. Опытом древним, работой – игрой Дерево снова он дружит с корой. Нет ни гвоздя – вся душа ремесла В теле березовом произросла Лентой берестяной кору скрепил Крышкой березовой туес закрыл Чтобы любому он радовал взор: Лег на бересте привычный узор… Светится нежной корой туесок – Мастер второму рожденью помог. В. Кузнецов Для того чтобы сделать туесок, нужно вырезать из ели плоское круглое дно и крышку. Затем края берестяной пластинкой скрепляют плотным швом. Можно сшить гладким прутиком, а можно корешком черемухи. Затем делают донце. Каждый мастер украшал свой туесок по-разному: можно вырезать на бересте орнамент, можно выдавить на нем орнамент способом теснения. Рисунок можно даже раскрасить (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок туесков с различными орнаментами). Шорцы и телеуты — коренные жители Кемеровской области украшали посуду и туески геометрическим орнаментом. Воспитатель. Давайте с вами рассмотрим шорские орнаменты (дети рассматривают шорские орнаменты в дидактическом пособии «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34). А сейчас мы с вами попробуем составить шорские узоры. Дидактическая игра «Составь шорский узор». Физминутка под шорскую мелодию. Под шорские напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. А теперь наклонись и тихонечко садись. Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что береста это что-то среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги и на ней можно вырезать разные узоры. Какая береста на ощупь? (Ответы детей: мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь.) Воспитатель. Ребята, вы бы хотели, чтоб у вас был свой туесок? (Ответы детей.) Что вы будете хранить в своих туесках? (Ответы детей.) Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где каждый для себя украсит свой туесок. Посмотрите, у вас на столах лежат туески. Из чего сделаны туески? (Из бумаги, раскрашенной под бересту.) У природы все нужно брать с умом, не нанося вред. Поэтому мы не будем губить березки, срезать бересту, а сделаем свои туески из бумаги. На земле мы живем с тобой. Нет прекрасней земли родной. Так давайте беречь и любить. Не губить её, не губить. Воспитатель. Какие узоры на туесках мы с вами сегодня учились составлять? (Ответ детей — шорские узоры из геометрических фигур). Давайте еще раз подробней рассмотрим орнаменты шорских узоров. Именно шорским орнаментом мы сейчас будем украшать наши туески, используя нетрадиционную технику рисования – «граттаж». Что это за техника рисования – «граттаж»? (Ответ детей) Воспитатель обобщает ответы детей. «Граттаж» (царапины) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания эскиза острым предметом, палочкой. Воспитатель. Берем заготовку туеска на восковой основе, палочку и начинаем процарапывать узор. Чтобы процарапать узор надо подумать, что вы хотите изобразить. Нажимая на палочку, начинаем работать. Если вы хотите провести линию пошире, палочкой проводим линии рядом друг с другом (показ воспитателя способа процарапывания). Перед началом работы разомнем немного пальчики. Пальчиковая гимнастика. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. Мастера, скорей за дело Украшайте туески вы смело, Выбирайте любой узор, Чтобы радовал он взор. А сейчас, ребята, приступаем к работе. Во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы, воспитатель показывает приемы работы на своем листе. Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами учились украшать туески шорским орнаментом, используя нетрадиционную технику рисования граттаж. Вам понравилось рисовать палочками? Чем отличается шорский орнамент от других орнаментов? А сейчас мы с вами рассмотрим туески, нарисованные вами. Посмотрите, какие они все разные, но очень красивые и сочетают в себе элементы шорских узоров.
|