Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи» |
ИЗО детям | |||
Автор: Хвостова Татьяна Ильинична | |||
31.10.2018 20:26 | |||
Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи» Подготовила: воспитатель Хвостова Татьяна Ильинична г. Серпухов МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка»
Задачами образовательной области «Художественное творчество» являются:
Приобщение к изобразительному искусству начинается с ознакомления с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом.
3. Начинается эта работа в средней группе с ознакомления с пейзажами Левитана, Шишкина, так как пейзаж – это один из основных жанров живописи, самый популярный и наиболее доступный для детского восприятия и понимания. Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность»), но давно обрусело и стало органичной частью русского языка. 4.Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы. Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. 5.Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи), уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции о увиденного. 6. Следующий жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т.д. 7. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов. 8. Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом. Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность ощутить себя то крестьянским мальчиком, заснувшем на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной, спешащей на маскарад дамой. Проживание и переживание многих жизней дают ребенку возможность развивать у себя умение сочувствовать другому и понимать его. 9.Познавая другого, ребенок глубже познает себя; через опыт чувств и отношений других учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляется к ним доброжелательное отношение, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто. Особенности восприятия детьми живописи позволяют определить некоторые принципы отбора: Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные по содержанию и по средствам выразительности. Во-вторых, художественный образ на картине по содержанию и форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их переживаний. На первом этапе работы с детьми по ознакомлению с жанрами живописи, необходимо познакомить с каждым жанром отдельно и показать их отличия друг от друга. На следующих этапах – знакомство со средствами выразительности, умение ребенка эмоционально откликаться на художественные образы, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями. 10. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы: Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?». Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. 11. Этапы ознакомления дошкольников с живописью Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога Структура искусствоведческого рассказа:
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина. Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности. Например: – Что изображено на картине? – Где расположены изображённые на картине предметы, люди? – Как вы думаете, что самое главное в картине?. – Как это изобразил художник? – Что в картине самое яркое? – Что этим хотел сказать художник? – Какое настроение передал художник? – Как вы догадались. что именно такое настроение отражено? – Как это удалось сделать художнику? – О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину? Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий» Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине. Структура рассказа-образца:
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться. 12. Второй этап Задачи:
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Например:
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина». Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом) б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?» в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?» Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка. Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения Структура постановки вопросов:
13. Третий этап Задачи:
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения. Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне? – Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое? Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?» Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о 14. формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
|