Использование нетрадиционного пособия для развития коммуникативной стороны речи |
ИЗО детям | |||
Автор: Котова Рината Николаевна | |||
20.09.2021 11:58 | |||
Использование нетрадиционного пособия для развития коммуникативной стороны речи Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель-дефектолог отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. И для получения положительной динамики учителю – дефектологу приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные, использовать интересные пособия.
Я хочу вас познакомить с нетрадиционным пособием, которые я использую на индивидуальных занятиях с детьми с особыми образовательными потребностями — это "Прозрачный мольберт". Не так давно я увидела ролик-рекламу о прозрачном мольберте. Идея мне очень понравилась. Поэтому я решила изготовить его самостоятельно. Для этого я взяла рамку для фотографии размером А3, удалила заднюю картонную панель и установила его на две деревянные планки с прорезями. На "Прозрачном мольберте " лучше всего рисовать гуашью: она густая, скользит мягко, её можно размазывать, т.к. она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Так же на мольберте можно рисовать маркерами: они позволяют делать четкие, яркие контуры рисунка и все недочеты легко исправить, удалив их влажной губкой. Маркером можно обводить предметы, штриховать их, дорисовывать недостающие детали. С младшими дошкольниками часто использую рисование пальцами и ладошкой, так как этот способ рисования дарит особые тактильные ощущения и нанесение краски от ребенка не требуют развитой мелкой моторной координации. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. А для создания необычного рисунка и развития детского творчества можно использовать для рисования предметы окружающего пространства: штампы и печати, поролоновые губки, зубные щетки, палочки, нитки, коктейльные соломинки, ластики, можно рисовать мятой бумагой. Например, для точечного рисунка используются ватные палочки. Так же можно рисовать листьями. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски. Повтор по шаблону. Одним из интересных способов работы с мольбертом является повтор по шаблону. С задней стороны мольберта располагается рисунок, закрепленный магнитами. А т.к. мольберт прозрачный, ребенок хорошо видит рисунок и начинает обводить его по контуру. Когда ребенок обведет контур, уберите с задней панели бумажный вариант рисунка и дайте волю детской фантазии — пусть ребенок раскрашивает. В процессе рисования можно использовать шаблоны, штампы, очень интересно совмещать рисование и аппликацию: некоторые детали можно приклеить из ткани, ваты, цветной бумаги... Пока ребенок раскрашивает, можно в месте с ним сочинить историю про героя рисунка. Совместное рисование. Еще одним из способов работы с прозрачным мольбертом является совместное рисование. Взрослый и ребенок рисуют одновременно: взрослый рисует с одной стороны, а ребенок с другой. ребенок видит, как рисует педагог и повторяет за ним. После того. как нарисуют контур можно приступать к раскрашиванию. Совместное рисование — это всегда общение взрослого и ребенка, или двух детей между собой с присутствием взрослого. В процессе такого рисования происходит развитие речи ребенка, формируются коммуникативные навыки. Копии сделанных рисунков можно сохранить. воспользовавшись приемом цветная монотипия. Осторожно приложите к рисунку лист влажной бумаги. Через некоторое время уберите лист. Получается очень интересный и необычный оттиск. Рисование на "Прозрачном мольберте" способствует развитию координации рук. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости и внимания. В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: -обогащение словаря -становление речи как средства общения -совершенствуются все функции речи Обогащение словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Объем слов увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний, обозначающих действия и сюжеты. Кроме того в процессе деятельности ведется непрерывный разговор с ребенком или детьми. Игровая организация процесса стимулирует речевую активность и способствует возникновению диалога с персонажем, с взрослым и между детьми. Совместная работа с педагогом находит положительный эмоциональный отклик у детей. Спасибо за внимание!
|