Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей "АКВАРЕЛЬКА". |
ИЗО детям | |||
Автор: Кожевникова Наталья Николаевна | |||
11.07.2017 01:25 | |||
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей "АКВАРЕЛЬКА". муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского № 23 «Золотой ключик» на 2017 год Разработал: Наталья Николаевна Кожевникова Воспитатель первой категории МБДОУ №23 «Золотой ключик» г. Сургут Целевой раздел Пояснительная записка Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» (далее Программа) представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в условиях детского сада. Разрабатывая программу, я руководствовалась основной общеобразовательной программой дошкольного образования, задачами развития образования в регионе, опиралась на разработки следующих авторов: О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой, которые я применяю в своей деятельности в рамках раздела «Художественно-эстетическое развитие».
В рабочей программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник изодеятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети. Актуальность Программы заключается в том, что в современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи:
3. Развивать художественно- творческие способности детей. 4. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. 6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Принципы реализации Программы: Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение отведенного времени на реализацию проекта. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Адресный подход. Который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс. Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Предполагаемый результат: Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Создавать сюжетные и декоративные композиции. Использовать материалы и способы нетрадиционного рисования; сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии; изображать предметы по памяти; использовать цвет для создания различных образов; самостоятельно или при минимальной помощи педагога создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности. Организационный раздел Организация работы с детьми Программа представлена системой занятий по использованию разных изобразительных материалов и техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Исходя из основной дидактической задачи, определены виды занятий: обучающее, закрепляющее, интегрированное. Обучающие занятия нацелены на освоение детьми технических навыков, умений и способов деятельности. Они узнают, что такое рисование тычком, ватной палочкой, кляксография, монотипия, набрызг и многое другое. педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности каждого из них. Закрепляющие занятия нацелены на самостоятельный перенос детьми ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. В этих занятиях отсутствует показ взрослого, широко применяются модели, схемы. Как правило, дети выбирают нетрадиционный материал. Интегрированные занятия нацелены на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. На этих занятиях подразумевается комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений, как правило для создания рисунка используется несколько техник. Подбор программно-методического обеспечения Методики Пособия Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №2 ИКТ: Альбомы «Дымковская роспись», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Павлопасадские платки», «Богородская игрушка». Образцы изделий народного творчества Казакова Р.Г., Занятия по рисованию с дошкольниками – М.: ТЦ Сфера 2009. — 128 с. Сюжетные картинки по различным темам. ИКТ. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Демонстрационный материал: картинки с изображением природы, животных, птиц их голоса и растений. ИКТ. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999. Творческие игры. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». Методика диагностического обследования дошкольников по О.А. Белобрыкиной «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы». — Новосибирск: Изд-во НГПИД993. стр. 18. Уровень цветовосприятия. Т.С. Комаровой, «Обруч», №1, 2007 г., стр. 24 Художественно-эстетического восприятие дошкольников. Формы организации Программы Группа комплектуется детьми дошкольного возраста социального заказа родителей (законных представителей) с учетом желания ребенка. Формируется группа из 10 детей. Занятия проводятся в течение летнего периода 2 раза в неделю (во второй половине дня) с июня по август включительно. Длительность занятий 20-25 минут, согласно СанПиН 2.4. 1. 3049-13 от 15. 05. 2013 №26.
Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012года № 273-ФЗ; Письмо Министерства РФ от 14. 03. 2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Приказ Министерства РФ от 17. 10. 2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4. 1. 3049-13 от 30. 07. 2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Список литературы: 1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». — М.: ТЦ Сфера, 2009г. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 20111. 2. Т.Н. Доронова Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. 23. 3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. – 96 с. 5. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 6. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». — М.: «Издательство Гном и Д 8. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». 9. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками». 10. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности». 11. И.А. Лыкова» Изобразительное Творчество в детском саду» авторская программа «Цветные ладошки» Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008. – 192 с. 12. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» — СПб.: Детство Пресс, 2 13. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г. 14. Ядешко В.И. «Дошкольная педагогика» 1978г. 15. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». 16. Куревина О.А. «Путешествие в прекрасное» 17. Грибанова М. В. «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г. 18. Адаскина А. А. «Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г. 19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2. 20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 21. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, 22. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика 23. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. 24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 25. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. 26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В. Б. 27. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974. 28. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия. /Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45. 29. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000. 30. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999. 31. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО.» — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 32. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №2 33. Хасанова М. Видт, И. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры. // 34. Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с.51-52. Кол, М.-Э. Дошкольное творчество/ пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 256 с. Приложение 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Золотой ключик» Содержание работы Раздел 1. «Введение в программу проекта» Теоретическая часть. История развития изобразительного искусства. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе. Практическая деятельность. Изготовление продуктов детского творчества, дидактические и подвижные игры физкультминутки. Раздел 2. «Работа с красками» Теоретическая часть. Кляксография с трубочкой. Способы тонирования бумаги (с помощью кисти, с помощью ватного тампона) Практическая часть. Рисование кистью деревьев, домов. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать. Раздел 3. «Творим без кисточки» Теоретическая часть. Знакомство со способами работы с красками без кисточки с помощью ладошек, пальчиков, отпечатывания растений, ватных палочек, оттиск смятой бумагой. Практическая часть. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приёмов: «Рыба», «Орнамент в квадрате», «Листик», «Подводный мир», «Одуванчики» Раздел 4. «Техника «Кляксография» Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Кляксография». Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Раздел 5. «Техника «Монотипия» Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ. Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Существует два вида монотипии. Теоретическая часть. Знакомство со способами работы с красками нанесенными на стекло или плёнку. Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники: «Летний пейзаж», «Вишенка на ветке» Средства выразительности: цвет, линия, пятно. Способ получения изображения: ребёнок наносит на гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) слой гуашевой краски. Затем создает рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывает лист бумаги и придавливает к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Материалы: гладкая поверхность, гуашь, кисть, бумага, баночка для воды «Техника «Монотипия предметная» Теоретическая часть. Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток. Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники: «Бабочка», «Цветок» «Осенний лист», «Колос». Способ получения изображения: необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток. Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка для воды. Раздел 6. «Рисование солью» Теоретическая часть. Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием соли: Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: соль, краска, баночка для воды, плотная белая бумага, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует пейзаж, натюрморт, море, небо, на белой бумаге. Затем еще влажную поверхность посыпает солью, когда краска подсохнет, соль стряхивают. Раздел 7. «Работа с песком» Теоретическая часть. Знакомство с правилами и приёмами работы с сухим песком Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием сухого песка: «Клумба с цветами», «Золотая рыбка», «Подводный мир», «Город», «Машины на дороге». Средства выразительности: песок, свет. Материалы: ящик с подсветкой, песок в лоточке. Способ получения изображения: ребенок рассыпает песок по поверхности стекла и рисует картинку одним или несколькими пальцами, кулачком, ребром ладони Раздел 8. «Итоговое занятие» Организация выставки работ воспитанников. Разбор выставки, подведение итогов Приложение 2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Золотой ключик» Дидактические игры, для развития творческих способностей дошкольников Восприятие цвета не дается человеку с рождения. Новорожденный ребенок видит мир черно-белым. Дети младшего дошкольного возраста видят все цвета, но еще не способны обращать внимание на нюансы и оттенки цвета. Механизм восприятия уже готов, необходимо научить ребенка им пользоваться. Взрослые помогают ребенку в совершенствовании этого обучения. Обучение восприятию состоит из двух основных составляющих: анализа и обобщения. Ежедневно сталкиваясь с различными цветовыми оттенками в повседневной жизни, ребенок с помощью педагога развивает свой эстетический вкус. Приведенные ниже примеры игр учат детей различать цвета, находить их в окружающей обстановке и запоминать их названия. Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Такова например, Д/И: «Цветовая угадай-ка». Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить детей с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Затем, отобрав 4-5 красок из гуашевого набора и смешав две из них, предложите им угадать, соединением каких цветов получен данный цвет. Пусть они докажут верность своего ответа (или убедятся в своей ошибке) тем, что сами попробуют составить такой же цвет. Пусть и они предложат вам цветовую загадку. А через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор. Напомните детям, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом «зеленый», «красный» и т.д. Предложите им такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого? Только не берите баночки с зеленой краской, это не интересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. И вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками». Д/ игра: «Давайте знакомится – желтый». Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию. Оборудование: Лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета (плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде ("Желтый"), карандаши желтого цвета. Ход игры. В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают, предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого цвета. Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу. Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" — дети в окружающем пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию. Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами. Д/ игра: «Цветовое лото» Цель. Закреплять умение детей узнавать и называть цвета. Оборудование: 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов. Ход игры. Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, — красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены. Д/ игра: «Угости гномов фруктами и овощами». Цель: Закреплять знания цветового спектра у детей. Оборудование. Гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый. Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград: 4 Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец. Ход игры. Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, желтый гномик любит банан, красный — красное яблоко. Как вы думаете, почему? Дети угощают гномов. Д/ игра: «Кто в каком вагоне едет?» Цель: Закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета. Развивать логическое мышление, внимание. Оборудование: Паровозик, раскрашенный цветами радуги, вагоны — оранжевый, голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий. Гномики — 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый. Ход игры. Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей — рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома. Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети. Д/ игра: «Кто в домике живет?» Цель: закреплять происхождение розового, голубого, серого цвета; развивать логическое мышление. Оборудование. Домики розового, голубого, серого цвета; гномики красный, белый, черный, синий. Ход игры. Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску. Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде. Розовый дом — красный и белый гномы, Голубой дом — синий и белый гномы, Серый гном — черный и белый гномы. Д/ игра: «Собери поезд» Цель. Развивать логическое мышление, внимание, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме. Оборудование. Игровое поле. Предварительная работа. Изготовить игровое поле — взять альбом с пружинами, по горизонтали разрезать его на три части длиной каждая по 10см. На каждой части нарисовать: 1- паровозики разного цвета, 2-3 — вагончики разного цвета. Одинаковые по цвету части перепутать. Ход игры. Ребенку предлагается игровой блок с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета. Усложнение игры — добавить детали другого цвета (например, желтые вагоны с красной крышей). Д/ игра: «Художники волшебники» Цель. Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов. Ход игры. Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы. Д/ игра: «Палитра осени» Цель. Развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешивать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью. Ход игры. Имеются карточки – задания с указанием, какие цвета следует смешивать, чтобы получить данный цвет, и наоборот, какие (нужно определить) два цвета нужно смешать, чтобы получить нужный. Каждый ребенок получает карточку – задание, которое он должен выполнить: а) два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «плюс», а третий прямоугольник остается не закрашенным. Дети смешивают два указанных цвета, а полученным на палитре раскрашивают третий прямоугольник. б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например, зеленовато- желтым, рядом с ним – два не раскрашенных прямоугольника, соединенных знаком «+». Дети должны их раскрасить желтым и зеленым цветом, т. к. смешивая их можно получить зеленовато — желтый. Чтобы придать упражнению занимательность, можно изобразить не прямоугольники, а изображения листьев и пояснить, что дождем смыт цвет с этих листьев. Д/ игра: «Нарисуй теплую картинку» Цель. Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материал. 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. 7 Правила игры. Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. Ход игры. Изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. Творческие задания. A) нарисуй «теплый» натюрморт; Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета? Д/ игра: «Кто играет с нами в прятки» Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. Правила игры. Взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. Ход игры. Угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном. Д/ игра: «Тепло — холодно» Цель. Закреплять представление о цветовом круге. Игровые задания. 1. Построение с ленточками: А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг; Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др. 2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). Оборудование. Цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т. Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д. Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками). Панно «Осень праздничная» Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям. Игровые задания. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция. Д/ игра: «Подбери к букету вазу» Подобрать репродукции натюрмортов с изображением цветов, без вазы. Предложить детям вырезанные силуэты ваз разной формы и цвета. Дети подбирают вазы к данным букетам. Д/ игра: «Собери клубочки» Цель. Продолжить знакомство с цветовым многообразием, развивать чувство цвета. Задание. Подобрать клубочки в соответствии с цветом корзинки, при этом называть цвет. Материал. Картонные клубочки и корзинки соответствующих цветов. Д/ игра: «Ваза для цветов». Цель. Учится составлять из цветов букеты (теплая и холодная палитра), подбирать для них вазы соответствующего колорита. Материал. Плоскостные (вырезанные из картона) цветы и вазы холодных и теплых тонов. Д/ игра: «Радуга-дуга» Цель. Ознакомить детей со спектральными цветами. Задание. Составить радугу из цветных полосок, располагая их в спектральном порядке. Д/ игра: «Семицветик» Цель. Упражнять в различении оттенков цвета. Задание. Называть цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного цвета на другой. Д/ игра: «Чайная пара» Цель. Развивать внимательность, чувство цвета. Задание. Подобрать чашку к блюдцу в соответствии с цветом и рисунком. Материал. Плоскостное изображение чашки и блюдца. Д/ игра: «Разноцветные мячи» Цель. Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов. Материал. Для каждого ребенка – разноцветные картонные мячи, куклы и зверюшки. Ход игры: Воспитатель показывает детям, как подпрыгивает резиновый мяч, и загадывает загадку про мяч: «Упадет – не плачет, ножек нет, а скачет». Потом просит определить цвет мяча. Затем дети получают задание подобрать мяч для игрушек, ориентируясь по цвету игрушек или по другим каким- нибудь деталям. Д/ игра: «Осенняя палитра» Цель: учить подбирать цвета для получения другого цвета. Материал. Карточки-задания с указанием цвета. Ход игры. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить заданный, и наоборот: Желтый+коричневый Зеленый+желтый Синий+ желтый Желтый+красный Желтый+красный+синий Красный+зеленый Д/игра: «Собери гусеницу» Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеницу из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого. Цель: Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете. Оборудование:
синие, фиолетовые; теплые тона – красные, желтые, оранжевые. Ход игры. Воспитатель рассказывает про гусениц, что одна из них живет в жаркой стране, а другая в холодной. Та, которая живет в холодной, любит холодные цвета. Какие это цвета? Назовите их. Другая гусеница, та, что живет в жаркой стране, любит теплые цвета. Какие это цвета? Назовите их. Затем предлагает детям выложить гусениц холодного и теплого цвета. Аналогично проводится упражнение и на различение нескольких оттенков одного цвета (синий и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и его оттенки, фиолетовый и его оттенки и др.). Д/ игра: «Правильно назови цвет» Цель. Упражнять детей в различении цветов и оттенков цвета и использовать названия цветов и оттенков в речи. Упражнять в нахождении указанного числа. Игровой материал.
Ход игры. Назначается ведущий. Детям раздают карточки с изображением цветных квадратов, каждый из которых имеет порядковый номер от одного до шести. Ведущий бросает кубик и называет число. Первый ребенок находит нужный квадрат, называет цвет, а также цвета соседних квадратов. Если ребенок все цвета называет правильно, он получает цветок-приз соседей квадрата. Затем карточки меняют. Игра продолжается. Д/ игра: «Рисуем море» Цель. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более темному и наоборот. Закрепить знание холодных цветов. Закрепить в речи детей название холодных цветов. Материал: Листы белой альбомной бумаги на каждого ребенка и шесть полосок бумаги разного цвета (бледно-голубая, голубая, темно- голубая, синяя, темно-синяя, сине-зеленая) на каждого ребенка. Ход игры. Детям раздают белые листы и полоски разного цвета. Воспитатель говорит детям, что они сегодня будут рисовать море. Море меняет цвет воды в зависимости от погоды. И на дне моря вода всегда темнее, поэтому дети должны быть внимательными. Если море тихое, спокойное, то какого оно цвета у берега? (бледно-голубое). Дети кладут полоску нужного цвета себе на альбомный лист бумаги, в верхнюю часть листа, потому что вода наверху светлее. Подул ветер, и море чуть-чуть изменилось в цвете, каким оно стало? Дети ищут нужную полоску. Какого цвета у тебя полоска, Машенька? Правильно, молодец! (голубого). Ветер усилился, и по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску надо взять детям и положить на свой листочек? (темно- голубую). Облака превратились в тучи и закрыли солнышко и море, стало каким? (синего цвета). Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, и море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (темно-синим). Дождь и ветер усиливался, начался шторм, поднялись большие волны. Со дна моря поднялись водоросли. Небо стало темным-темным, а море стало каким? (сине — зеленым). После выполнения игрового упражнения дети могут нарисовать море. Д/ игра: Собираем букет для Снеговика (холодные) и для Солнышка (тёплые). Цель: учить различать и подбирать холодные и теплые цвета. Материал: Изображение Снеговика и Солнышка, круги разных цветов и оттенков. Ход игры: дети подбирают цвета холодных тонов для Снеговика, теплые тона для Солнышка. Д/ игра: «Что какого цвета?» Цель: учить различать основные цвета, соотносить цвета различных предметов. Ход игры. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец — зеленым и т. д.). Д/И «Что это может быть?» Д/И «Что это может быть?» Цель: Развивать воображение. Материал: Гуашь. Палитры. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Д/И «Расскажи об их настроении» Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение. Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши. Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом. Д/И «Поможем художнику» Цель: Развивать творческое воображение. Материал: Цветные карандаши. Бумага. Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине. Д/И «Придумай сам» Цель: Развивать воображение, фантазию. Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
|