Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования |
ИЗО детям | |||
Автор: Передеро Ольга Васильевна | |||
03.05.2016 19:14 | |||
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенный потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности и индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту – это приносить людям радость.
Одним из наиболее эффективных средств позволяющих развить творческие способности детей является нетрадиционное рисование. Эта проблема является актуальной для детей моей группы. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний детей и представлений о предметах, их использований, материалах и свойствах, способах действий с ними. Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет развить у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краски с мыльной пеной, клейстером, на изображение, выполненное восковыми мелками наносить гуашь или акварель и т.д.). Как известно дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники рисования не позволяют им этого делать, так как вместо образца я показываю только способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами (паралоновые тампоны, сухие листья, шаблоны, материал для теснения, уголь, свеча и т.д.). Это дает толчок к развитию воображения детского интеллекта, самостоятельности, инициативы, развивает творческую активность, умение нестандартно мыслить, в результате чего проявляется индивидуальность каждого ребенка. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольник учится самостоятельно решать какую технику использовать чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Таким образом, именно нетрадиционные техники рисования помогают раскрыть художественно-творческие способности ребенка. В ходе работы я выяснила что некоторые дети испытывают страх от того что у них не получится, или вообще не имеют желания рисовать. Многие дети не умеют вносить в работу творческие элементы, в них нет фантазии и воображения. Проведя анкетирование среди родителей, выяснилось, что у детей нет условий для самостоятельной художественной деятельности дома, многие родители не считают это важным условием для творческого развития ребенка. Также развивающая среда в группе не достаточно оснащена разнообразным оборудованием для творческого развития детей в самостоятельной деятельности. Для решения выявленных проблем были определены цель и задачи работы. Цель: способствовать развитию художественно-творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, учить соединять в рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Задачи:
Для достижения поставленной цели и решения задач, мною была проведено:
Для реализации поставленной цели я разработала перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (приложение №3) и построила систему работы с детьми (индивидуальная, работа в паре, либо малыми подгруппами) с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая желание и интересы детей и их родителей (приложение №4). Чтобы расширить опыт детей, создать основы для их творчества у меня возникла идея создать кружок по изобразительной деятельности «Маленькие волшебники», что позволило мне внедрять нетрадиционные техники рисования поэтапно: На первом этапе знакомлю детей с нетрадиционными техниками изображения их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов. Это могут быть монотипия, рисования нитками под музыку, печатания листьями. Вначале детям показываю работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываю о нём, показываю способ выполнения изображений, рассказываю о последовательности производимых действий. Детям предоставляю возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе использую традиционные инструменты и материалы (гуашь, кисти). Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждый ребёнок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и наклеивают на одно общее полотно, тонированное зелёной краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». На втором этапе помогаю детям овладеть усложненными нетрадиционными техниками изображения. Я знакомлю детей с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовить инструменты (рисование методом наката); смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной); наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно — исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками. Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию. Так же знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатания бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стеклу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т.д. На третьем этапе ввожу нетрадиционные техники изображения в самостоятельную деятельность дошкольников. Дети на этом этапе учатся использовать смешанные техники, а также коллективное рисование, эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4-6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисования руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дети учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами т.д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Таким образом. Вся работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности детей, на повышение их умственной активности и развитие творческих способностей. Результатом проделанной мною работы является следующее: В группе создан центр художественного творчества, который способствует развитию творческих способностей детей в процессе нетрадиционного рисования. У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования, сформировалась взаимосвязь между наблюдением и изобразительным движением, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Дошкольники научились применять разнообразные художественные материалы, с помощью которых создают новые оригинальные изображения, проявляя творчество и фантазию. Использование нетрадиционных техник рисования активизирует познавательный интерес детей, формирует у детей эмоциональное положительное отношение к рисованию. Работая с детьми, мы наладили тесный контакт с родителями, которые осознали значимость изобразительного искусства в развитии ребенка и его способностей. И как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и установила доверительное отношение с ними. Опыт моей работы обобщен и успешно распространен по данному направлению на уровне Карасукского района.
|