Опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра» |
ИЗО детям | |||
Автор: Никифорова Ольга Алексеевна | |||
21.06.2015 07:24 | |||
Опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра» Автор: Никифорова Ольга Алексеевна, воспитатель высшей категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан Введение. Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения с воспитателем, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.
Исследования психолога Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. «Рука – вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Не маловажно, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Верно, поступают те взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания. Воображение является центральным психологическим новообразо-ванием дошкольного периода, оно возникает не спонтанно, а требует создания особых условий, которые непосредственно связаны с его компонентами и закономерностями развития. Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить, то есть создавать воображаемую ситуацию. Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей». А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления. Например, ребенок, печатая ладошкой в одном случае «видит» ветку рябины, а в другом — крыло птицы, или жар-птицу. В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает. Создание условий для развития воображения стала для меня основной задачей. Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования нетрадиционным методом — рисование пальцем. Ковалев А.Г. отмечал «В руке живописца синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений». Дети дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой), правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку. Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу. Научная новизна работы заключается в том, что нетрадиционные способы рисования изучали многие педагоги и психологи (Выгодский Л.С., Субботина Л.Ю., Тихомирова Л.Ф., Кравцова Е.Е., Левин В.А. и многие другие), но сам нетрадиционный способ рисования – пальчиковая палитра- недостаточно рассмотрен, так как именно в этой технике рисования задействованы тактильные ощущения — подушечки пальцев, ладошка, что имеет тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями. Целью нашей работы является развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования — пальчиковая палитра. Задачи:
- воспитание эстетического вкуса. В ходе деятельности по данной теме была проведена следующая работа:
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке индивидуальных и групповых занятий воспитателям и родителям при проведении занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – пальчиковая палитра. Глава I. Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. 1. 1. Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. В течение трех лет я посвятила изучению нетрадиционной технике рисования — пальчиковая палитра. Почему я выбрала эту тему? Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Женя прятал руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Я старалась уговорить, выяснить причину отказа. Оказалось, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника. А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования – пальчиковая палитра. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в своей группе. И что вы думаете? Наши «трусишки», которых пугал вид карандаша и кисточки, придя на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой занятия был «Разноцветный дождь». И единственный страх — испачкать руки, исчез после первого же занятия рисования пальчиками. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей получились красочные и веселые рисунки. Они начали с удовольствием работать и карандашами и кисточкой. С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?» На первом занятии по рисованию рассказала детям сказку про «Пальчики». «Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам: - Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста. Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево — красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела. Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики. - «Отдыхайте... Впереди новый день». 1. 2. Задачи и организация работы с применением нетрадиционных техник изображения Педагогическая работа, направленная на развитие навыков рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи.
Большое значение для организации работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.
|