Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» |
ИЗО детям | |||
Автор: Тюркина Марина Викторовна | |||
11.03.2015 12:08 | |||
Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩМР МО Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать. Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания. Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка» Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами; Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью; Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; Умение использовать трафареты и печати при работе; Умение убирать за собой рабочее место. Одновременно проявились и низкие способности детей: Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях; Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе; Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания; Умение экспериментировать с изобразительными материалами; Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования; Проявление фантазии, художественного творчества; Умение передавать личное отношение к объекту изображения; Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен". Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Ход мастер-класса Нам потребуется: - альбомные листы, - гуашь или акварель, - крупная кисть, - трубочка для напитков, - остальное: вода в баночке, влажная тряпочка — вытирать руки, если запачкаются. Ход работы: Шаг 1. Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска — тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Шаг 2. Берем трубочку, и дуем через нее на капли краски, они превращаются в кляксы. 2. Рисование кулечком Детям очень нравится эта нетрадицинная техника. Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски МЕДОВЫЕ, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек. Ход работы:
У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого. Список литературы
|