Липунова Марина Владимировна Воспитатель МБДОУ детсад №12 ст.Ленинградская Краснодарский край
Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, работников домов детского творчества, реабилитационных центров для детей-инвалидов, коррекционных школ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению нетрадиционных техник в рисовании направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие мелкой моторики. Методические разработки могут быть использованы для «Организации кружковой работы ДОУ».
Введение. В.И.Сухомлинский утверждал: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач: - во- первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; - во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Данное пособие поможет в этом.
Основная цель пособия: раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их нетрадиционным способам рисования, развития творчества. Нетрадиционное рисование- это самый лучший способ через игру научить ребёнка мыслить и фантазировать. Это развитие мелкой моторики и, как следствие, речи малыша. И, наконец, это просто забавный процесс постижения мира через рисование спичечными коробками, мыльными пузырями, солёной краской, нитками, картошкой и многими другими вещами. В помощь воспитателям для обучения детей новым живописным техникам, я разработала серию НОД. 3 Все предлагаемые техники очень просты и в тоже время достаточно интересны: здесь есть с чем пофантазировать, есть чем заняться, есть чему поучиться. Раздел 1. Рисуем и познаём окружающий мир. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;- во- вторых, сформировать у детей изобразительные навыки и умения.В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить , что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в младшем дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кисти и руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разратотка методического обеспечения занятий с детьми. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей изобразительной деятельностью, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
4 Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально – эстетически окрашенного. Исследования и практика свидетельствует: восприятие развивают в ребёнке с раннего детства. По мнению Н.П.Сакулиной, способности к изображению и художественному выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию. Н.П. Сакулина выделила три компонента способности к изображению: 1) восприятие и связанные с ним представления; 2) овладение средствами графического изображения; 3) овладение техникой рисования.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность ( творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе элементы психологии – успокаивает, отвлекает, занимает. 5 Рисование побуждает детей ктворчеству, учит видеть мир в живых красках. При обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментаринем, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш накапливают справа, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотичных линий (чёркание, каляки – маляки). Поэтому рекомендуется начинать занятие рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш, фломастер, кисточку, тычок; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии, как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. 6
А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатлениями от манипуляции с цветом. При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность экспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонтстрирвать своё умение при создании оригинальных ихображений. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствую личностному и эстетическому развитию. Основаня задача взрослого – научить ребёнка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Рёбёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонёк творчества!
7 Раздел 2. Методы и приёмы нетрадиционного рисования. «Волшебная палочка» Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставленный ею имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью волшебной палочки можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик. Пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы. Пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным» инструментом – зайка и лиса получатся пушистыми, их шерсть будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине…Можно содержанием трафаретов: для мальчиков – это силуэт машин и самолетов, для девочек – животные, матрешки, банты и домики. Обведя их изображение фломастером или красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков. Они дополняют то, что создал сам ребенок. Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых не все предметы можно обвести. Находя их малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами и вещами, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. 8 А в третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит взрослого в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил. «Зеркальная копия» Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный краской, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками часть симметричного образа (например, половины цветка, половины домика и т.п.) Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам. Детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками. «Чей след» Другой способ рисования, а точнее печатания, основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете пополам и из одной половины вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем, одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашь) и прикладывает к бумаге. Как вы догадываетесь, останется отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики. «Соленые рисунки и зубная паста» А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнить на голубой, синей, розовой бумаге. Попробуйте это очень увлекательно! 9 Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом – рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий процесс, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев. Медленно выдавливайте зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт – он быстрее засыхает. «Яичная мозаика» Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ – это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначив его контур карандашом. И предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупой. «Как художник художнику!» А вот совсем необычный путь!!! Надо раздобыть большой лист бумаги (лист ватмана). Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (склеить 2-3 листа ватмана) или на крайний случай, чтобы поместились голова и туловище. Вы обводите малыша, а теперь пришло его время. Пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, нос, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе – малыш предлагает, а вы восхищаетесь его фантазией и рисуете вместе с ним.
10 «Дождливые фантазии» Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.
Кляксография Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-хлетний ребенок может разглядывая их видеть в них образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что она тебе напоминает?» Эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги Формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). Длинная полоска поможет рисовать вдвоем не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае, ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто и что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
«Точечный рисунок» Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. 11 Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
«Поролоновые рисунки» Почему-то мы склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигуры, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадратики (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейший орнамент – сначала из одного виды фигур, затем из двух, трех.
«Загадочные рисунки» Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20 х 20 см. Складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см. Ее конец на 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
12 Раздел 3. НОД по изобразительной деятельности для детей 2-ой младшей группы. «Зёрнышки для петушка» (рисование тычком). Программные задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычком. Усилить их познавательную активность к фольклорным произведениям. Воспитывать аккуратность, интерес к нетрадиционной технике изображения. Развивать творческое воображение. Материал и оборудование: Мольберт, картинка с изображением петушка, игрушки (курочка и цыплята), вырезанное из бумаги солнце, шапочки огурцов, платочек для бабушки, султанчик, шапочки мышки, тычки, трафареты тарелок. Ход занятия. Воспитатель: - Золотое яблоко по небу катается. Всем улыбается. А улыбка-то – лучи! Очень, очень горячи! Что это??? Дети: Солнышко. Воспитатель: - Правильно! Солнце теплое, ласковое. А на что оно похоже? Дети: на блин, тарелку, колесо, яблоко и т.д. Воспитатель: - Какого оно цвета? Дети: - Желтое. Воспитатель: - Давайте расскажем потешку про то, как мы ждем солнышко, как мы ему рады: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко, Ждут тебя детишки, Детишки- малолетки. А кто еще хочет рассказать про солнце? Дети: солнышко-ведрышко, Выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке 13 Лепешки валяют, Тебя поджидают! Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись! Платье алое надень, Подари на красный день. Золотое яблочко По небу катается Всем улыбается, А улыбка-то лучи, Очень, очень горячи!!! Воспитатель: - Понравились солнцу ваши потешки и захотело оно с вами поиграть в игру «Огуречик». Я буду бабушка, а вы мои огурчики. (Воспитатель надевает платок, а дети шапочки огурцов). Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядке (дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик и стали огурчики расти. (Дети поднимаются, качают руками). Выросли огурчики. А неподалеку мышка жила. Очень захотелось мышке огурчиков. Бабушка строго сказала: Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. А огурчики непослушные были и решили мышку подразнить (Топают ножками. Мышка просыпается и старается поймать.) - скорее, скорее, ко мне. Прячьтесь! (Дети убегают!) Воспитатель: - Кто вместе с солнышком встает, громко песенки поет? Деткам спать не дает? Правильно, это петушок. Давайте рассмотрим картинку про петушка. Дети отмечают внешние особенности: гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. - Давайте споем песенку про петушка. Как поет петушок? Дети: - Ку-ка-ре-ку! 14
Воспитатель: Как у наших у ворот Петух зернышки клюет К себе курочек зовет. - Давайте и мы позовем курочек. Дети: - Курочка, иди к нам! Воспитатель: (Показывает курочку и спрашивает) – А как мы курочку называем? Дети: Рябушка-тараторочка. (Читают потешку) Рябушка-тараторочка По двору ходит Цыплят водит Хохолок раздувает Малых деток потешает Ко-ко-ко! Воспитатель: - А кто ее детки? (цыплята). А какие они? (маленькие, желтые). А как она их завет? (Ко-ко-ко. Та-та-та-та). А как цыплята пищат? (пи-пи-пи). А вы хотите быть цыплятками. Тогда я буду мама-курочка. (Проводится игра). Воспитатель: - Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней ребятки Желтые цыплятки. Квохчет курочка: Ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, зернышки ищите! - Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: пи-пи- пи! Давайте поможем цыплятам и нарисуем зернышки. А рисовать мы будем тычками. (Воспитатель показывает как нужно рисовать тычком. Раздает листы бумаги, предлагает всем взять желтую краску и напоминает, что нужно наносить краску аккуратно по всей тарелочке.) 15 Дети: рисуют тычком зернышки на своей тарелочке для цыплят. Потом кормят цыплят. Воспитатель: - теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем колыбельную песню: Ходит Сон по хате В сереньком халате, А Сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, Ты, цыпленочек, усни!
Занятие заканчивается.
«Лес чудес» (рисование пальчиком).
Программные задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычком. Усилить их познавательную активность к фольклорным произведениям. Воспитывать аккуратность, интерес к нетрадиционной технике изображения. Развивать творческое воображение. Материал и оборудование: Мольберт, картинка с изображением петушка, игрушки (курочка и цыплята), вырезанное из бумаги солнце, шапочки огурцов, платочек для бабушки, султанчик, шапочки мышки, тычки, трафареты тарелок. Ход занятия. Воспитатель: - Золотое яблоко по небу катается. Всем улыбается. А улыбка-то – лучи! Очень, очень горячи! Что это??? Дети: Солнышко. Воспитатель: - Правильно! Солнце теплое, ласковое. А на что оно похоже? Дети: на блин, тарелку, колесо, яблоко и т.д. Воспитатель: - Какого оно цвета? 16
Дети: - Желтое. Воспитатель: - Давайте расскажем потешку про то, как мы ждем солнышко, как мы ему рады: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко, Ждут тебя детишки, Детишки- малолетки. А кто еще хочет рассказать про солнце? Дети: солнышко-ведрышко, Выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке Лепешки валяют, Тебя поджидают! Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись! Платье алое надень, Подари на красный день. Золотое яблочко По небу катается Всем улыбается, А улыбка-то лучи, Очень, очень горячи!!! Воспитатель: - Понравились солнцу ваши потешки и захотело оно с вами поиграть в игру «Огуречик». Я буду бабушка, а вы мои огурчики. (Воспитатель надевает платок, а дети шапочки огурцов). Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядке (дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик и стали огурчики расти. (Дети поднимаются, качают руками). Выросли огурчики. А неподалеку мышка жила. Очень захотелось мышке огурчиков. Бабушка строго сказала: Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. 17
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. А огурчики непослушные были и решили мышку подразнить (Топают ножками. Мышка просыпается и старается поймать.) - скорее, скорее, ко мне. Прячьтесь! (Дети убегают!) Воспитатель: - Кто вместе с солнышком встает, громко песенки поет? Деткам спать не дает? Правильно, это петушок. Давайте рассмотрим картинку про петушка. Дети отмечают внешние особенности: гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. - Давайте споем песенку про петушка. Как поет петушок? Дети: - Ку-ка-ре-ку! Воспитатель: Как у наших у ворот Петух зернышки клюет( К себе курочек зовет. - Давайте и мы позовем курочек. Дети: - Курочка, иди к нам! Воспитатель: (Показывает курочку и спрашивает) – А как мы курочку называем? Дети: Рябушка-тараторочка. (Читают потешку) Рябушка-тараторочка По двору ходит Цыплят водит Хохолок раздувает Малых деток потешает Ко-ко-ко! Воспитатель: - А кто ее детки? (цыплята). А какие они? (маленькие, желтые). А как она их завет? (Ко-ко-ко. Та-та-та-та). А как цыплята пищат? (пи-пи-пи). А вы хотите быть цыплятками. Тогда я буду мама-курочка. (Проводится игра). Воспитатель: - Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, 18
А за ней ребятки Желтые цыплятки. Квохчет курочка: Ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, зернышки ищите! - Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: пи-пи- пи! Давайте поможем цыплятам и нарисуем зернышки. А рисовать мы будем тычками. (Воспитатель показывает как нужно рисовать тычком. Раздает листы бумаги, предлагает всем взять желтую краску и напоминает, что нужно наносить краску аккуратно по всей тарелочке.) Дети: рисуют тычком зернышки на своей тарелочке для цыплят. Потом кормят цыплят. Воспитатель: - теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем колыбельную песню: Ходит Сон по хате В сереньком халате, А Сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, Ты, цыпленочек, усни!
Занятие заканчивается.
НОД №3 «Варежки для лисят» (рисование печаткой). Цели: 1.Стимулировать развитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства. 19 2. Закрепить названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. 3. Учить детей способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор на кайме, пальчику, в центре. 4. Активизировать словарь за счет слов «варежка», «пальчик», «манжета», «ладошка у варежки», «теплая», «толстая». Предварительная работа: Рассматривание детских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.) качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.). Беседы о зимней одежде, ее предназначении. Оборудование и материалы: мягкая игрушка Лиса, уменьшенные вязаные модели варежек, у которых отсутствует какая - либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх), гуашь, силуэты варежек для каждого ребенка из плотной бумаги, штампы разных форм (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля. Ход занятия В группу приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети встают полукругом вокруг воспитателя. Лиса: Здравствуйте ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять - у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки). - У моих лисят тоже есть варежки, но они, почему- то не греют. Лиса вынимает из корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают «неправильные» варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок. Лиса: Спасибо, я теперь поняла, в чем дело. 20 Но что же теперь мне делать, где взять целые варежки? (Дети предлагают варианты: купить в магазине, поделиться своими и т. д. ) Воспитатель: Ребята, давайте, поможем Лисе - сделаем для лисят красивые варежки необычным способом. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь основного цвета - красный, синий, желтый, зеленый, и лежат штампы разной формы, выполненные из картофеля.) Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Воспитатель объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги,, на листе остается узор. При этом он обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми. Каждый ребенок выбирает себе по 2 -3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки. Дети показывают украшенные варежки Лисятам.
НОД №4 Бабочка» (способом монотопии) Цель. Знакомить с творческим процессом - рисованием. Дать представление о красках (ими рисуют). Учить правильно держать кисть в руках. Закрепить знание цветов (красный, желтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. Демонстрационный материал. Образец готового рисунка бабочки, цветные картинки с изображением бабочек (две-три). Раздаточный материал. Вырезанный контур бабочки, сложенный пополам. Гуашь красная, зеленая и желтая (в баночках), кисть с мягким ворсом № 10 на подставке, салфетка, фартук Ход занятия . На мольбертах расставлены картинки. На столах перед детьми лежат вырезанные контуры бабочек, кисти на подставке. 21 Воспитатель. Посмотрите, сколько красивых бабочек к нам прилетело (дети рассматривают картинки). Бабочки хотят посмотреть, как мы умеем рисовать. Посмотрите: на этой картинке красные бабочки, на этой - желтые. Все бабочки веселые и красивые. Настя, скажи, какие бабочки (показывает на одну из картинок,- если ребенок затрудняется, помогает с ответом). Настя. Красивые, красные. Воспитатель. Молодец, Настя! А теперь посмотрите на столы: на них тоже прилетели бабочки. Но они чуть грустные - их забыли раскрасить. Мы с вами сейчас пре¬вратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми Для этого нам понадобятся краски (красные и желтые) и кисти. Возьмем кисти правильно (прове¬ряет каждого ребенка) и обмакнем их в краску (обмакивает кисть сам). А теперь кисточку с краской опустим на бабочку -поможем ей стать красивой. Дети набирают на кисть краску (по желанию) и раскрашивают половинки своих бабочек. Воспитатель. Каких красивых бабочек вы нарисовали! Умница, Дима! Молодец, Женя! Бабочкам сразу стало весело и радо¬стно. Но вторая половинка осталась незакрашенной (разворачивает бабочек). Мы сейчас сложим половинки и немножко прижмем их рукой (дети складывают и прижимают две половинки). Что же это у нас получилось? (Дети рассматривают полученные рисунки) Вся бабочка оказалась раскрашенной! Да вы же волшебники! Какие красивые и радостные бабочки! Давайте положим их на стол - пусть высохнут. А мы поиграем. Проводится подвижная игра «Бабочки». Наши бабочки летали (дети машут руками, бегают по студии). И немножечко устали.' (приседают на корточки) На цветочке отдохнуть И опять пуститься в путь (имитируют взмах крыльев бабочки). 22 Воспитатель. Молодцы'! Как вы хорошо играли! Бери своих бабочек и «полетим в группу Дети берут свои работы и под тихую музыку выходят из студии. НОД №5 «Воробей» (рисование рукой, пальчиком). Цель. Продолжать учить рисовать руками путем прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки (диаметр – 3-4 см), набирая краску с поддона, а глаза кончиком кисти. Учить находить сходство рисунка с птицей, радоваться полученному результату. Закреплять знания о строении птиц (голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапки). Познакомить с коричневым цветом. Развивать воображение. Активизация словаря. Зима, снег, воробьи, кормушка. Демонстрационный материал. Картинки с изображением зимнего пейзажа, воробьев на кормушке. Образец – рисунок воспитателя. Кормушка, нарисованная на листе ватмана. Раздаточный материал. Альбомный лист, гуашь коричневая на поддоне, гуашь черная в баночке, крышка, кисть №5 мягкая, подставка для кисти, салфетка, фартук. Подготовка к занятию. Наблюдения за кормушкой на заснеженном дереве на участке. Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок. Организация занятия. Два-три ребенка за одним столом. Ход занятия . В студии расставлены мольберты с зимними пейзажами. На стене прикреплен ватман с нарисованной кормушкой. На столе подносы с коричневой краской, салфетки, крышка. Воспитатель. – Утром я шла в детский сад и увидела кормушку для птиц с одной птичкой – воробьем. Воробей был грустный. - Почему ты грустишь? - Мне грустно, потому, что я один, другие воробьи не прилетели. Еще мне холодно – на улице зима, выпало много снега. 23 Мне стало жалко воробья, и я принесла его в группу. Давайте с ним познакомимся и подружимся. Дети рассматривают рисунок воспитателя. Воспитатель. – Это воробей. Он коричневый. У него есть голова, туловище, клюв, лапки, глаза (показывает) Настя, какая это птица? Настя. Воробей. Воспитатель. Дима, какой воробей? Дима. Воробей коричневый, у него есть голова и лапки (если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель помогает ему). Воспитатель. Даша, а где находятся глазки у воробья? Даша. На голове. Вот здесь (показывает, если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему). Воспитатель. Умницы вы мои, давайте поможем нашему воробью: нарисуем для него друзей-воробьев и посадим их на кормушку. Мы с вами ведь любим и умеем рисовать птиц? Подходите к столу. (Дети встают около столов). Сейчас мы с вами будем рисовать воробьев. В поддоне у нас коричневая краска. Как вы думаете, почему коричневая? Даша, какой воробей? Даша. Коричневый. Воспитатель. Молодец! Опускаем ладошку в поднос с коричневой краской, поднимаем ее и аккуратно стряхиваем лишнюю краску. Прикладываем ладошку к листу бумаги, другой рукой легонько прижимаем нашу коричневую ладошку. Приложили ручку – убрали. Дети рисуют рукой воробьев, воспитатель при необходимости помогает каждому ребенку. Воспитатель. Молодцы! Все правильно сделали! А теперь поднимите ладошку с листа и приложите ее к салфетке, чтобы снять остатки коричневой краски. Хорошо! Туловище готово, а что еще надо нарисовать? Как вы думаете?Воспитатель. Правильно, надо нарисовать голову. Для этого возьмем крышку и тоже обмакнем ее в коричневую краску, стряхнем лишнюю, чтобы краска не капала. 24 Приложим к туловищу воробья (помогаем тем, кто затрудняется). Какие красивые у вас получились воробьи! А что мы забыли нарисовать? Дети. Глаза, клюв Воспитатель. Да, глаза, чтобы воробей мог видеть, и клюв, чтобы он мог клевать зернышки. Я кисточкой нарисую клюв воробьям, а вы обмакните палец в черную краску и нарисуйте глаз воробью. Пальчик вытрем салфеткой. Дети пальцем рисуют глаз воробью, вытирают палец салфеткой (если у ребенка возникают трудности, воспитатель помогает ему). Воспитатель. Какие же красивые и веселые воробьи у вас получились! Давайте покажем ему новых друзей. Воспитатель берет своего воробья и подносит его ко всем работам детей. Делает вид, что разговаривает с птицей. Воспитатель. Воробей сказал, что ему ваши воробушки очень понравились и он приглашает их поклевать зернышки на кормушку. Давайте посадим всех воробьев на кормушку, а когда они поклюют зернышки, вы сможете своих воробьев забрать домой. Птичкам у вас дома будет тепло, вы будете за ними следить и кормить их. Воспитатель прикрепляет рисунки к ватману, дети любуются птицами. Воспитатель. Подождите, подождите! Воробей что-то еще хочет сказать мне. Вот оно что! Воробей говорит вам спасибо за то, что вы пожалели его, согрели, нарисовали друзей. За это он приготовил вам сюрприз-угощенье. Воспитатель достает угощенье и раздает детям. Дети садятся на стульчики, едят, благодарят воробья.Воспитатель. Нам пора возвращаться в группу. До свиданья, воробьи! Прилетайте к нам, мы вас ждем.
25 НОД №6 «Зайчата в гостях у ребят» (рисование печаткой). Цели: познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля; показать приём получения отпечатка; развивать сенсорные способности, умение определять и называть цвет (красный, синий), состояние поверхности (пушистый), температурные качества (холодный); упражнять в чтении знакомых стихов; развивать внимание, память, речь; воспитывать заботливое отношение к животным. Материал и оборудование: игрушка зайчихи, домик, игрушечные зайчики для каждого ребенка, разноцветные платочки,, квадратные листы бумаги для рисования, синяя и красная краска, печатки, две дорожки – синяя и красная. Ход занятия. Детей приглашают в игровой уголок. Воспитатель незаметно включает магнитофонную запись плача. - Кто-то там плачет? Вы не плачете? А кто? Давайте поищем! Все вместе ищут. Педагог комментирует действия (за шкафом нет, под кроватью нет и т.д.) дети находят в раздевалке корзину с зайчатами и приносят ее в игровой уголок. Плач прекращается. - Вот кто оказывается, плакал! Дети, кто это? (ответы) - Потрогайте зайчат ручками. Какие они? (холодные. Они замерзли. Надо их согреть. Прижмитесь к щеке, подышите на них. Посмотрите: у них есть шерсть. Какая она? (пушистая). Погладьте ее. Прижмите к себе. (Воспитатель и дети садятся.) - Посмотрите, какие зайчата красивые (Дети рассматривают игрушки). Что у них есть? (глаза, уши, лапы, хвост). А бантики есть? Какого они цвета? (красного, синего). Зайчатам нравится у вас на руках сидеть, они очень довольны! - Давайте почитаем им наши любимые стихи (дети рассказывают стихи). 26 - вы хотите повеселить зайчат? Поиграйте с ними в прятки. Возьмите красивые платки и прячьтесь от зайчат. (Дети играют в прятки: закрывают лицо платком и открывают). - Зайчатам понравились ваши платки. Давайте нарисуем и подарим им такие же. (Воспитатель приглашает детей к столу). Посмотрите как я украшу свой платок (показывает образец). Какие звездочки на нем? Дети: - Красные. Воспитатель: - Посадите зайчат рядом, и мы сможем научить их рисовать. Воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает выбрать краску (синюю или красную) - Будем наносить узор на платочек. Печатку приложим к краске и к платочку. И Света, и Валя (называет каждого ребенка) приложат печатку к краске и к платочку. Как вы думаете, понравились зайчикам платочки? (Ответы детей). Очень красивые. Пока краска подсыхает, я вас приглашаю поиграть. Вот дорожки: красная и синяя. Зайчата будут играть – по дорожкам скакать. Прыг-скок! Прыг-скок! Проводится игра «Поскачем по дорожке». Ребенок, у которого заяц с красным бантом должен прыгать по красной дорожке, у кого с синим бантом – по синей дорожке. Воспитатель: - Пока мы играли, платочки высохли! Подарим их зайчатам. Как они им рады! Спасибо вам говорят! А теперь пора маленьких зайчат к маме отнести. Выносит домик зайчихи. А кто это? (Мама зайчиха). - Правильно, это зайчиха. Побежали зайчата к маме, обрадовались. Мама обнимает их, рассматривает красивые платочки. Дети: - Это мы нарисовали! Воспитатель: - Смотрите, какие красивые игрушки-погремушки дарят вам мама-зайчиха. Погремушки звенят, Веселей плясать велят! Включается веселая музыка и дети танцуют. 27 НОД №7 «Листья жёлтые летят» (рисование печаткой осеннего листика). ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить детей с новой техникой рисования: учить рисовать листопад отпечатками листиков. Формировать представление об осенних красках и цветосочетаниях. Вызвать интерес к играм с красками. Воспитывать любовь к рисованию. МАТЕРИАЛ: краска желтая, коричневая, красная в тарелочках, кисти, салфетки, листочки разного размера и формы, лист обойной бумаги. Ход занятия. 1. Под музыку И. Кишко «Осень» входит с букетом осенних листочков. - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила (показывает). Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!» Осень рассыпает листочки и предлагает детям взять по 2-а листика в руки и описать, какого они цвета, какой формы, какого размера? 2. Игра с листьями «Мы осенние листочки»: Мы - листочки, мы – листочки, Мы - осенние листочки. Мы на веточке сидели, Ветер дунул - полетели Дети стоят в свободной позе, руки подняты. Покачиваются. Разбегаются, кружатся. А потом летать устали. Перестал дуть ветерок – Мы присели все в кружок. Приседают на корточки. Ветер снова вдруг подул И листочки быстро сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели. Вновь разбегаются, помахивая руками.
Возвращаются на место 28 3. Осень предлагает выбрать красивый листочек для того, чтобы нанести на него краску и оставить отпечаток. Дети выбирают краску по желанию. Объясняю, что для получения оранжевой краски необходимо соединить красную и желтую краску (показываю). Объясняю детям, что листик с краской нужно аккуратно приложить к листу обойной бумаги и сверху плотно приложить правую ладошку. Для того, чтобы отпечаток получился четким, необходимо хорошо нанести краску на осенний листок (можно на один листок наносить 2-3 цвета). В ходе рисования поощряю детей и слежу за тем, чтобы дети прикладывали листочки рядом. Помогаю индивидуально. По окончании работы предлагаю вымыть кисточки и поставить в вазу на место. 4. Оценка работы каждого ребенка. - Ребята, какие вы молодцы, сколько красивых осенних листочков отпечатали. Предлагает вспомнить песню об осени на слова И. Плакиды. Я вижу, что вы все любите это время года и хочу с вами поиграть: я буду сейчас называть цвета, а вы должны покружиться, если есть листочки такого цвета. В конце игры осень раздает всем детям яблоки и угощает, прощаясь со всеми.
29 Литература.
1. Венгер , Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер.- М.: Просвещение, 1988. 2. Великоднева Ю.В. Рисуем в нетрадиционной технике.- Ленинградская, 2001. 3. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Т.В.Галанова.- Ярославль: Академия развития, 2007. 4. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада/Н.Ф. Губанова.- М.: Мозаика- Синтез, 2008. 5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада / О.В.Дыбина.- М: Мозаика- Синтез, 2008. 6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет.сада/ Т.Г.Казакова.- М: Просвещение, 1985-192с. 7. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт.-сост.Ю.В.Щербакова, С.Г. Зубанова.- М.: Глобус, 2007. 8. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Т.С.Комарова.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. 9. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме// Д.в. 11/1995
30 Содержание
Введение Раздел 1.Рисуем и познаём окружающий мир Раздел 2. Методы и приёмы нетрадиционного рисования. Раздел 3.НОД по изобразительной деятельности детей 2-ой младшей группы Литература
|