Художественно-эстетическое воспитание - важная задача современного дошкольного образования. Ведь познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение.
В настоящее время педагоги, занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с различными материалами, влияет на развитие восприятия, эмоциональную и коммуникативную сферу у детей дошкольного возраста.
Художественный ручной труд – это работа, в процессе которой ребёнок создаёт относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Он учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты. Ребёнок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с её назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результатам работы. Создание поделок даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут сначала не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.
Со своими воспитанниками я занимаюсь художественно-ручным трудом в рамках кружка «Мастерилки». Цель кружковой работы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: • развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности; • воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; • ознакомление с универсальным языком искусства средствами художественно-образной выразительности; • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта; • создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира; Работа кружка ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. В нем помесячно распределены темы занятий, техника в которой будет изготовлено изделие и программное содержание. Работа в кружке планируется мною так, чтобы она не дублировала программу по ручному труду, а расширяла и углубляла знания детей о различных материалах, их свойствах и качествах, а также совершенствовала и формировала новые умения и навыки детей в работе с различными материалами. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их индивидуальных и возвратных особенностей. Программа кружка предполагает не только освоение новых техник работы с уже знакомыми материалами, например, бумагой, пластилином, тканью, но и овладение приемами работы с новыми материалами и приемами работы с ними, например, с шерстью и бисером. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. Работа с любым материалом начинается с освоения детьми элементарных приемов и техник. В дальнейшем навыки детей совершенствуются и мы переходим на более сложный уровень. В конце года предусмотрена итоговая коллективная работа, позволяющая детям продемонстрировать все свои умения и навыки, приобретенные ими за год. Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности. Благодаря занятиям художественно-эстетической направленности воспитанники детского сада успешно реализовывают свой творческий потенциал и занимают призовые места на районных и городских конкурсах.
|