Инновационная педагогическая деятельность "Детский дизайн и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в интерьере ДОУ"
Соколова А. П. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка- дошкольника. Одним из направлений работы педагогического коллектива ГБДОУ № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга является художественно- эстетическое развитие ребенка. Для реализации задач художественно- эстетического направления в ГБДОУ создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно- прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир, которые принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Педагогами ГБДОУ широко востребован опыт работы научно- теоретических идей Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, И.А. Лыковой, Л,А- Парамоновой, Е.М. Торщиловой, P.M. Чумичевой; в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в соответствии с ФГОСТ), разделов «ознакомление с искусством» и «развитие изобразительной деятельности» в современных комплексных и парциальной программе «От рождения до школы»; научные и методические разработки по проблеме музейной педагогики О.А. Ботякова, Е.Г. Ванслова, Л.В, Пантелеева, М.И. Мацкевич, М.Б. Осорина, OJI. Некрасова-Каратеева, О.Г. Тихонова, М.Ю. Юхневич; исследования в области проектирования предметно-развивающей среды эстетической направленности Ф. Фребель, В.А. Езикеева, Н.П. Сакулина, А.ВЛетровский, JI.A. Парамонова, М.Н. Полякова, A.J^L, Вербенец, позволяющий наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный и позитивный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми). Предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, решаются задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности - на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий. В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно - образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экрпериментирование и поиск. Так, образовательный проект «Ступеньки детского творчества», направлен на формирование у детей целостного и многогранного представления детей об окружающем мире, в процессе работы над .художественными образами средствами изобразительного искусства, используя его универсальность и синкретизм (единство), участие ребёнка в оформлении группового пространства. Проект «Творчество без границ» реализует такие развивающие функции продуктивной деятельности как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, образного мышления, творческой активности развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, активизация планирующей функции речи, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов. Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ГБДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) - ассамблея больших и маленьких почемучек, проекты «Город кукольных мастеров», «Ярмарка народных промыслов», «Страна творчества - Россия», «Мама, папа, я - творческая семья», «Путешествие в Петербург». Поиск новых форм организации творческих мастерских, варьирование и обогащение содержательного аспекта проведения праздников, посвященных Санкт-Петербургу, нашей стране - России, Петровских ассамблей, позволило создать устойчивую традицию в ГБДОУ и объединить детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. В процессе творчества у взрослых и детей возрос интерес к совместной художественно- творческой деятельности (экспериментированию с различными художественными материалами, звуками, словами), произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. Практико- ориентированное взаимодействие с семьями, проведение конкурсов в совместной детско-родительской продуктивной деятельности, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними. В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформировалось позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволил организовать её в виде художественно- творческих уголков комплексов, которые постоянно трансформируются, оформление, которых дополняется дизайнерскими проектами детей, наполняется новыми экспозиционными творческими работами, которыми можно не только любоваться, но и играть, такая организация пространства жизнедеятельности детей, обеспечивает максимум возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.
Компонентами художественно-творческих комплексов являются такие мини-центры, как «Мастерская русского быта», «Я - дизайнер», «Чудесные вещи из Санкт-Петербурга», «Подводный театр творчества», которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Максимально насыщенные современным художественным полифункциональным материалом и оборудованием творческие мини-центры организованы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные материалы для дизайнерских работ (старые пуговицы, кружево, ткани, ленты, бусы), материалы из пенопласта и керамики, ватные палочки, разные виды кистей, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное. Развивающая предметно-пространственная среда, в ГБДОУ рассматривается и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта. Концептуальная организация пространства группового помещения позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта.
Большое внимание уделяем развитию детей в дизайн - деятельности, привлекая их к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с педагогом. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий: создание тематических панно, коллажей, пластилиновых сказок и сказок из бросового материала, театральных декораций и кукол, а также - ширм для театрализованных спектаклей и выступлений, ширм-коллажей, дизайн - композиций. Дизайн групп отражает интересную, наполненную событиями и разными делами жизнь детско-взрослого сообщества. Созданные вместе с детьми художественно-творческие работы органично вписываются в дизайне детского учреждения и групп, становятся своеобразным игровым материалом, а также рассматриваются как развивающие пособия для развития диалогической и связной речи, развития восприятия формы, величины, эталонов цвета. Это позволило ГБДОУ создать условия для развития дошкольников средствами детской дизайн-деятельности, формировать художественно-творческие, способности, прикладные умения, целенаправленно и эффективно развивать детское творчество, воспитывать у ребенка собственный эстетический вкус. Успешность и действенность инновационной работы проблемно творческой группы по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на приобретение и создание комплекса мероприятий направленных на развитие креативной личности ребенка-дошкольника. Работу коллектива отличает поиск интересных форм организации педагогического процесса, индивидуальность каждого педагога, заинтересованность и. профессиональную компетентность. Эффективность работы в реализации задач по формированию прослеживается в положительной динамике общего развили; детей, повышение их творческой активности. Опираясь на положительные результаты проделанной работы можно отметить, что благодаря нововведениям и переориентации ролевых позиций, субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), , превращая их в субъекты совместной художественно-творческой деятельности, происходит стабилизация инноваций в воспитательно - образовательный процесс ГБДОУ. Каждый из членов проблемно-творческой группы вносит свой вклад в продвижение собственного инновационного продукта. Об этом свидетельствует наличие собственных методических разработок, публикаций, выступлений на семинарах, мастер-классах, круглых столах на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, обобщение опыта работы, а также внедрение авторских разработок в воспитательно - образовательный процесс ГБДОУ.
Таким образом, педагогическим коллективом создается система работы, которая включает в себя условия по развитию креативного мышления ребенка- дошкольника через продуктивные виды деятельности, алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с целью развития индивидуальности воспитанников, повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения родителей в образовательное пространство детского образовательного учреждения. Инновационная педагогическая деятельность актуализировала детскую познавательную деятельность, экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в детской дизайн- деятельности
Список литературы: 1) Горвицин, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании М.: Линка - Пресс, 1998. 2) Григорьева, ГГ. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия 1999г. 3) Вербенец, A.M. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, - 2003. 4) Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России. - 2005. 5) Смирнова, КО: Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений. - М.: Гуманиг. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
|