Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационная педагогическая деятельность "Детский дизайн и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в интерьере ДОУ"
ИЗО детям
Автор: Соколова Анна Петровна   
21.01.2015 00:47

Инновационная педагогическая деятельность Детский дизайн и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в интерьере ДОУИнновационная педагогическая деятельность "Детский дизайн и нетрадиционные техники изобразительной деятельности в интерьере ДОУ"

Соколова А. П.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка- дошкольника.
Одним из направлений работы педагогического коллектива ГБДОУ № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга является художественно- эстетическое развитие ребенка. Для реализации задач художественно- эстетического направления в ГБДОУ создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно- прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир, которые принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Педагогами ГБДОУ широко востребован опыт работы научно- теоретических идей Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, И.А. Лыковой, Л,А- Парамоновой, Е.М. Торщиловой, P.M. Чумичевой; в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в соответствии с ФГОСТ), разделов «ознакомление с искусством» и «развитие изобразительной деятельности» в современных комплексных и парциальной программе «От рождения до школы»; научные и методические разработки по проблеме музейной педагогики О.А. Ботякова, Е.Г. Ванслова, Л.В, Пантелеева, М.И. Мацкевич, М.Б. Осорина, OJI. Некрасова-Каратеева, О.Г. Тихонова, М.Ю. Юхневич; исследования в области проектирования предметно-развивающей среды эстетической направленности Ф. Фребель, В.А. Езикеева, Н.П. Сакулина, А.ВЛетровский, JI.A. Парамонова, М.Н. Полякова, A.J^L, Вербенец, позволяющий наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный и позитивный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми).
Предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, решаются задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности - на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий.
В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно - образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экрпериментирование и поиск. Так, образовательный проект «Ступеньки детского творчества», направлен на формирование у детей целостного и многогранного представления детей об окружающем мире, в процессе работы над .художественными образами средствами изобразительного искусства, используя его универсальность и синкретизм (единство), участие ребёнка в оформлении группового пространства. Проект «Творчество без границ» реализует такие развивающие функции продуктивной деятельности как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, образного мышления, творческой активности развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, активизация планирующей функции речи, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.
Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ГБДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) - ассамблея больших и маленьких почемучек, проекты «Город кукольных мастеров», «Ярмарка народных промыслов», «Страна творчества - Россия», «Мама, папа, я - творческая семья», «Путешествие в Петербург». Поиск новых форм организации творческих мастерских, варьирование и обогащение содержательного аспекта проведения праздников, посвященных Санкт-Петербургу, нашей стране - России, Петровских ассамблей, позволило создать устойчивую традицию в ГБДОУ и объединить детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. В процессе творчества у взрослых и детей возрос интерес к совместной художественно- творческой деятельности (экспериментированию с различными художественными материалами, звуками, словами), произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. Практико- ориентированное взаимодействие с семьями, проведение конкурсов в совместной детско-родительской продуктивной деятельности, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними.
В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформировалось позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.
Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволил организовать её в виде художественно- творческих уголков комплексов, которые постоянно трансформируются, оформление, которых дополняется дизайнерскими проектами детей, наполняется новыми экспозиционными творческими работами, которыми можно не только любоваться, но и играть, такая организация пространства жизнедеятельности детей, обеспечивает максимум возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.

Компонентами художественно-творческих комплексов являются такие мини-центры, как «Мастерская русского быта», «Я - дизайнер», «Чудесные вещи из Санкт-Петербурга», «Подводный театр творчества», которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Максимально насыщенные современным художественным полифункциональным материалом и оборудованием творческие мини-центры организованы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные материалы для дизайнерских работ (старые пуговицы, кружево, ткани, ленты, бусы), материалы из пенопласта и керамики, ватные палочки, разные виды кистей, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
Развивающая предметно-пространственная среда, в ГБДОУ рассматривается и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта. Концептуальная организация пространства группового помещения позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта.

Большое внимание уделяем развитию детей в дизайн - деятельности, привлекая их к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с педагогом. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий: создание тематических панно, коллажей, пластилиновых сказок и сказок из бросового материала, театральных декораций и кукол, а также - ширм для театрализованных спектаклей и выступлений, ширм-коллажей, дизайн - композиций. Дизайн групп отражает интересную, наполненную событиями и разными делами жизнь детско-взрослого сообщества. Созданные вместе с детьми художественно-творческие работы органично вписываются в дизайне детского учреждения и групп, становятся своеобразным игровым материалом, а также рассматриваются как развивающие пособия для развития диалогической и связной речи, развития восприятия формы, величины, эталонов цвета. Это позволило ГБДОУ создать условия для развития дошкольников средствами детской дизайн-деятельности, формировать художественно-творческие, способности, прикладные умения, целенаправленно и эффективно развивать детское творчество, воспитывать у ребенка собственный эстетический вкус.
Успешность и действенность инновационной работы проблемно творческой группы по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на приобретение и создание комплекса мероприятий направленных на развитие креативной личности ребенка-дошкольника. Работу коллектива отличает поиск интересных форм организации педагогического процесса, индивидуальность каждого педагога, заинтересованность и. профессиональную компетентность. Эффективность работы в реализации задач по формированию прослеживается в положительной динамике общего развили; детей, повышение их творческой активности.
Опираясь на положительные результаты проделанной работы можно отметить, что благодаря нововведениям и переориентации ролевых позиций, субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), , превращая их в субъекты совместной художественно-творческой деятельности, происходит стабилизация инноваций в воспитательно - образовательный процесс ГБДОУ.
Каждый из членов проблемно-творческой группы вносит свой вклад в продвижение собственного инновационного продукта. Об этом свидетельствует наличие собственных методических разработок, публикаций, выступлений на семинарах, мастер-классах, круглых столах на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, обобщение опыта работы, а также внедрение авторских разработок в воспитательно - образовательный процесс ГБДОУ.

Таким образом, педагогическим коллективом создается система работы, которая включает в себя условия по развитию креативного мышления ребенка- дошкольника через продуктивные виды деятельности, алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с целью развития индивидуальности воспитанников, повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения родителей в образовательное пространство детского образовательного учреждения. Инновационная педагогическая деятельность актуализировала детскую познавательную деятельность, экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в детской дизайн- деятельности

Список литературы:
1) Горвицин, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании М.: Линка - Пресс, 1998.
2) Григорьева, ГГ. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия 1999г.
3) Вербенец, A.M. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, - 2003.
4) Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России. - 2005.
5) Смирнова, КО: Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений. - М.: Гуманиг. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год