С древних времен считается, что выдающийся талант – это, прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милль (известный английский мыслитель и экономист) читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений». Однако подробный анализ психологов и педагогов ранних лет жизни Моцарта и Милля говорит о том, что ни Моцарт, ни Милль не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возникают сказочные деревья, красные горы, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем. В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Скачать конспект Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника. С самого детства рисование было и моим любимым занятием. Оно доставляло мне много радости. Свою детскую мечту смогла осуществить, став педагогом. Я работаю в детском саду более 8 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, в начале своей педагогической деятельности, сама того не понимая, ограничивала проявления творческих способностей детей ставя их в рамки «образца» и «показа» приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Меня вдохновляет общение с детьми и творчество. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать вам, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Изучив работы различных авторов, таких как И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей. Цель моей работы - познакомить младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: - Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки). - Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.). - Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции. - Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции. - Развивать творческие способности, эстетический вкус. - Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников. Практическая значимость: результаты данной работы могут оказать помощь педагогам в организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста, имеющей своей целью развивать изобразительную деятельность у детей младшего дошкольного возраста. Работа строится в следующих принципах: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - Игра, которая является основным видом деятельности детей. - Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие. - Оказание помощи. - Музыкальное сопровождение. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
При использовании нетрадиционной техники рисования у детей развивается: - Изобразительная деятельность, - технические навыки, - точность движений, - средства выразительности, - наличие замысла, - проявляется самостоятельность, - отношение к рисованию, - речь в процессе рисования. Предполагаемый результат. - Повышение качества совместной работы педагога с детьми. - Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы. - Обмен педагогическим опытом и активное использование новых технологий художественного творчества. - Привлечение родителей к организации персональных выставок детского творчества. - Изучение дополнительной литературы и пополнение методической копилки. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами), рисование ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью, рисование на песке Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография); монотипия пейзажная; рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Хочу познакомить вас с некоторыми видами техники нетрадиционного рисования, которые часто используем, и нравится детям, и родителям. (Показ некоторые техники рисования). А теперь покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняли в младшей группе. Готовые работы, выполненные детьми моей группы. Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми создавали свои произведения искусств. Для родителей подготовила консультацию «Нетрадиционное рисование в детском саду»; картотеку «Нетрадиционных способов рисования». Составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования, проект «Волшебные краски». Проводилась беседа. Проводились совместные художественные выставки. Участвовали на конкурсах. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив». Следует отметить, что в ходе данной работы я пришла к выводу: во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования • Способствует снятию детских страхов; • Развивает уверенность в своих силах; • Развивает пространственное мышление; • Учит детей свободно выражать свой замысел; • Побуждает детей к творческим поискам и решениям; • Учит детей работать с разнообразным материалом; • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; • Развивает мелкую моторику рук; • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010. 3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007. 4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007. 5. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11 6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
|