Рычкова Ирина Борисовна Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад № 110» Кировского района, г.Красноярска Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, скульптура, в отличии от других "зримых" видов искусств (театр, кино). Свойство произведения, в котором проявляется способность ярко и точно, в прекрасной внешней форме и с внутренней глубиной выразить идею, замысел художника, — это и есть художественная выразительность — конечный продукт композиции. Это качество нельзя вычислить, перевести на формальный язык, оно или есть, или его нет. Категория сугубо творческая, выразительность рождается всеми средствами композиции, и в то же время никакое средство не гарантирует художественной выразительности. Она проявляет себя только в законченном произведении. Соответствие, совпадение восприятия произведения с тем, что хотел выразить автор, — непременное условие правильной оценки ассоциативной композиции.
Скачать конспект
Как научить дошкольника пониманию содержания произведений изобразительного искусства? Как привить интерес к произведениям искусства? Как помочь ребенку научиться быстро, находить нужное и точное слово, подобрать синонимы, образные выражения, активизируя словарный запас? Одним из основных методов обучения дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства это метод художественного анализа, ибо здесь широко используются приемы расчлененного показа - анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество. Структурный анализ – это анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ, художественный анализ и восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию. Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что само произведение анализируется параллельно с процессом восприятия на занятиях изобразительного искусства. Разбирая то или иное произведение, педагог призван оказывать определенное воздействие на зрительное восприятие. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, он обучает дошкольника "смотрению". В этом смысле художественный анализ может быть охарактеризован как обучающий метод. Основным приемом ознакомления дошкольников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: Сообщение названия картины и фамилии художника; О чем написана картина; Что самое главное в картине (выделить композиционный центр, как оно изображено (цвет, построение, расположение) ; Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения) ; Что красиво показал своим произведением художник; О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину После того как, дети научатся самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию произведения искусства и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в произведении, на детальное рассматривание его, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания самого произведения. Например: "Что изображено на картине? Что самое главное в картине? И т. д. " Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания произведения, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником. При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства - это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга - как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ-образец личностного отношения взрослого к понравившейся произведения. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается. После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа произведения, рассматривание произведения начинаем с вопросов более высокого уровня. "О чем произведение? Как бы вы назвали? Почему так назвали?" Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем произведение, то используется прием точных установок. «Прежде чем ответить на вопрос, о чем произведение, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем произведение». Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т. е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание произведения, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания). Цвет с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания. Очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению. Содержание раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием педагога, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве. В реальной ситуации рассказ педагога идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от произведения. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения. Необходимо применять приёмы, активизирующие мыслительную активность ребенка: являются конкретные вопросы. Постановка вопросов "Что? " и "Чем? " (Что понравилось) позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос "Почему они ему понравились? " нацеливает на восприятие произведения как целостного художественного образа. Как только дети научились вычленять и объяснять понравившийся образ, можно ставить вопрос "Чем понравилась?". Тем самым ребенок устанавливает элементарную связь между изображенными предметами и явлениями. Описав изображение или сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т. п. Взрослый постепенно вводит новые методические приемы: Прием сравнения, - когда дают ребенку сравнить 2 картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. А затем картины одного художника, но разного колористического решения, например два противоположных времени года. Можно сравнивать по контрасту, настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Учить сравнивать произведения искусства по контрасту можно при помощи приема классификации по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Пример: Развесив картины предложить детям рассмотреть и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, предложить отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть и т. д. Следующий мысленный прием создания собственной картины по названию, данному художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить. Можно также использовать дидактические игры: "Художественный салон" - продавец покупатель, "Выставка картин" - экскурсовод, "Найти ошибку" - что неправильно рассказал ведущий игры в искусствоведческом рассказе. Мы готовим детей к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов. Важно синтезировать на занятиях использование музыки, выразительного чтения, что усиливает интерес к искусству, обостряет эстетические чувства детей, повышает эмоциональную восприимчивость дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Березина В.Г., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб. : издательство Буковского, 1994. – 60 с. 2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М. : ACADEMIA, 1999. – 132 с. 3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск : Пеленг, 1993. – 56 с. 4. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. – М. : СФЕРА. Творческий Центр, 2007. – 157 с.
|