Опыт работы по реализации основной программы ДОУ через область художественно-эстетического развития |
ИЗО детям | |||
Автор: Бутова Ольга Викторовна | |||
21.10.2014 22:52 | |||
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Поэтому сохранение и приумножение культурного наследия является одной из важнейших задач при воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Потенциал дошкольников уникален, дети воспринимают окружающую их действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к городу, в котором родились и живут, чувство восхищения и гордости культурой и историей своей родины. Однако именно в дошкольном возрасте дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций, об исторических корнях, поэтому задача педагога - восполнить этот пробел и дать максимум знаний в этой области.
В нашем ДОУ этот проект разрабатывается на протяжении всего времени пребывания воспитанников, то есть, начиная с младшего возраста, но особое внимание уделяется старшим дошкольникам, проводятся ежегодные досуги на тему: «День рождение Петербурга», а также осенние досуги на тему о городе, о великих людях, проживавших и работавших в нашем городе. Подготовительная работа заключается в ознакомлении детей с темой праздника. Воспитатели групп проводят тематические беседы, выезжают с детьми на экскурсию, снимают видеофильмы с участием детей, знакомят с историей конкретного события, на основе которого строится сценарий. Музыкальный руководитель подбирается нотный материал, составляет и записывает презентацию с фотографиями основных мест событий сценария, готовит фонограммы и другой необходимый музыкальный материал. Так для проведения досуга «Прогулка по осеннему Петербургу» была выбрана тема променада Петра I с Осенью по некоторым местам города. Предлагалось посетить Летний сад, Адмиралтейство, несколько мостов Петербурга, скульптуры Сфинксов на набережной, Петропавловскую крепость. При подготовке к мероприятию дети с родителями и преподавателем по музейной педагогике выезжали в Летний сад, где снимали фильм, в котором не только показывали исторические места, но и отвечали на вопросы по истории этого места. Позже, при изучении нотного материала, музыкальному руководителю достаточно было напомнить ребятам о местах, которые они посетили и этим расширить их эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Затем был создан фильм о мостах города и подобрана песня, в которой перечислены несколько мостов. Так же было дано задание на дом, в котором я просила детей совместно с родителями максимально ознакомиться со всеми мостами Санкт-Петербурга, так как в сценарии была предусмотрена викторина именно с родителями на знание мостов города. Такая работа была проведена по всем местам, которые были задействованы в сценарии. Вторым этапом подготовки было знакомство детей с историей костюма 18 века. Были приобретены несколько костюмов в стилистике того времени, дети с удовольствием их примеряли. Музыкальным руководителем было проведено ряд игр, для развития музыкального восприятия и воображения. Например, одна из игр – «Я – Петр I», где по очереди одевали мальчиков в костюм этого исторического персонажа, предлагая воспроизвести походку Петра I под марш Гренадерского полка. Подобные игры были проведены и для девочек с костюмами императриц и придворных дам. Также обыгрывали отдельно костюм Сфинксов, и данная игра затем была вставлена в сценарий праздника. При этом каждый костюм прошел сравнение с современной одеждой. Ребята выясняли сходство и различие, удобство и недостатки одежды разных эпох. Конечно, особое внимание было уделено гимну Санкт-Петербурга и другим музыкальным произведениям, которые сохранили свою актуальность, пронеся красоту музыки через столетья. По каждому произведению был составлен развернутый рассказ с демонстрацией педагогом произведение на фортепиано и в записи. Гимн был также озвучен и самими детьми игрой на музыкальных инструментах. Хочу особо отметить, что после того, как дети сами играли это произведение, их отношение к данной музыке изменилось в лучшую сторону. Для них это теперь не просто какая-то музыка, а один из символов нашего города, который они любят и знают. В течении года будет проведена дополнительная работа по изучению слов гимна, уверена, что к школе, все мои воспитанники будут знать наш гимн наизусть. Третий этап заключал в себе работу с родителями. Кроме задания, о котором писалось выше, было задумано воспроизведение картины С. Хлебовского "Ассамблея при Петре I", написанной в 1858 году. Родителям предлагалось найти информацию, донести ее до детей и принять участие в распределении местоположения каждого ребенка при воплощении этого произведения искусства. Надо отметить, что при таком подходе к досугам, родители не только принимают активное участие, но также расширяют свои знания в области исторических и культурных фактах нашего города, что также является частью реализации проекта сохранения и приумножения культурного потенциала дошкольников. С уверенностью заявляю, что все родители приняли в данном проекте активное участие. В заключении хочу казать, что выстраивая досуги и праздники таким образом музыкальный руководитель добивается реальных успехов в сохранении культуры, приумножает и развивает потенциал не только дошкольников, но и их родителей и добивается хороших результатов в реализации программы ФГОС по художественно-эстетическому развитию.
|