Ознакомление дошкольников с искусством. Тема: «Ознакомление с портретной живописью» (подготовительная группа) Задачи: · Продолжать учить детей различать жанры живописи; · Расширять представление о портретной живописи: портрет ребенка и взрослого; · Закрепить умение детей рисовать портрет человека, передавая характерные черты его лица и настроения; · Развивать эстетическое восприятие; · Воспитывать у детей чувство прекрасного. Материалы: Репродукции картин русских художников ( по программе), листы для акварели, масляные карандаши, зеркала, салфетки, Д/И «Выложи портрет». Ход Н.О.Д. Воспитатель: Дети, сегодня к нам в детский сад принесли письмо. Вам интересно узнать, что там написано? (Прочитать адрес детского сада). Письмо: «Здравствуйте, ребята!» Хочу к вам обратиться за помощью. Я оформляю выставку картин разного жанра, и мне не хватает картин портретного жанра. Помогите, пожалуйста, оформить выставку, нарисуйте портреты. Но, чтобы ваши рисунки попали на выставку картин вам надо: 1. Ответить на вопросы викторины. 2. Посетить мини-музей русских художников. 3. Собрать портреты. 4. Нарисовать портрет человека, выразив его эмоции. Спасибо! С уважением художник Краскин. Воспитатель: Ну, что ребята вы готовы помочь художнику Краскину?
Воспитатель: Художник Краскин прислал нам викторину, на которую нам надо ответить. (Презентация по жанрам живописи). Садитесь на стульчики, и приготовьтесь отвечать на вопросы. (Дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы викторины). Воспитатель: Молодцы! Много знаете о художественном творчестве. А теперь, чтобы нам дальше пройти в изостудию, нам надо посетить мини-музей русских художников. Но, прежде чем, посетить музей, давайте вспомним правила поведения в музеях. (Дети рассказываю правила поведения в музее). Воспитатель предлагает детям надеть виртуальные тапочки и отправиться на экскурсию в мини-музей. (Воспитатель вешает себе бейджик «экскурсовод»). Подходят к репродукциям русских художников. Воспитатель: Дети, посмотрите на картины. Кто может показать картины, написанные в жанре портрет? Ответы детей. Воспитатель предлагает посмотреть и сравнить портреты: дети и взрослые. Репродукции картин: А.Венецианов. «Захарка»; В.Тропинин. «Портрет сына»; И.Репин «Девочка с букетом» и т.д. (дети). Взрослые: О. Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»; К.Брюллов «Автопортрет» и т.д. Дети сравниваю портреты: «Захарка» А.Венецианова и «Портрет А.С. Пушкина» О.Кипренского. Детям задаются наводящие вопросы: Как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет). Кого вы видите на портретах? (Взрослых и детей). А как вы догадались, что это – дети, а это – взрослые? (По возрасту, по лицу и .т.д.) А можно ли сказать, какое настроение нарисовал художник? (Грусть, радость, печаль, веселье и т.д.). Воспитатель подводит итог бесед - Мы рассмотрели с вами различные портреты, это были взрослые и дети. Так же художник запечатлеет на своих картинах: детей, мужчин и женщин. Художники, рисуя человека, передают не только его внешний вид, но его настроение. Художники вкладывают всю свою душу в картину, написанную им. Это большой труд!
Воспитатель: Вам понравился мини-музей? Теперь нам надо двигаться дальше, и выполнить следующее задание: Д/И «Выложи портрет». Дети делятся на группы ( выбирая фишки по цвету). Перед ними конверты ( по цвету фишки): в конверте разрезанный портрет человека на 5-6 частей. У каждого портрета своя эмоция: грусть, радость, спокойствие, страх, удивление и т.д. (У меня было 12 детей - 6 конвертов). Дети собирают портрет человека и описывают его настроение (эмоцию).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и добрались до Изостудии. Занимаем свои места. Дети рассаживаются за столы. Прежде чем преступить к работе (рисование портретов), давайте сделаем небольшую пальчиковую гимнастику: дети берут простые карандаши, кладут между ладонями и начинают карандаш прокатывать между ладонями, когда ладошки нагреются можно приступать к работе (ладошки прикладывают к лицу – к щекам). Еще берут зеркала и рассматривают свое лицо вспоминая части лица: глаза, нос, брови, ресницы, рот, уши, радужка ( она бывает разных цветов: зеленые, голубые, карие и т.д.). Дети приступают к работе, рисуют портреты. Обязательно включить спокойную музыку (я включала Шопен «Апрель» в исполнении симфонического оркестра).
Оформление выставки работ детей. Обсуждение нарисованных портретов. В конце занятия воспитатель достает конверт, и говорит детям, что после того как их родители посетят и посмотрят их нарисованные портреты, мы отправим эти портреты художнику Краскину. По окончанию занятия, можно пригласить родителей на выставку детских рисунков.
|