Применение игрового оборудования при формировании логики и пространственного мышления у дошкольников. |
Развлекательные занятия | |||
Автор: Муха Людмила Владимировна | |||
21.01.2023 20:46 | |||
Применение игрового оборудования при формировании логики и пространственного мышления у дошкольников. Муха Людмила Владимировна воспитатель, МОУ СОШ №31 Московская область, Г.о. Подольск В настоящее время знакомство с формированием элементарных математических представлений детей дошкольного возраста немыслимо без использования современного математического игрового оборудования. Практика показывает, что чем интересней игровое оборудование, которое мы используем, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания, ведь оно не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. При этом данное оборудование соотносится с принципами всестороннего развития и воспитания, обозначенными в ФГОС ДО, и отвечает основным требованиям к наполнению развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО:
Развитие логического мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Дитя мыслит образами, звуками, красками», а В.И. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Потребности нынешнего времени требуют от педагога знаний, для того чтобы обучение было развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Какое же оборудование использую я в своей работе для формирования логики и элементарных математических представлений? Счетные палочки Кюизенера Они способствуют формированию у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины; способствуют развитию в ребенке творческого потенциала, воображения, мелкой моторики, внимания, фантазии, восприятия, познавательной активности, а также конструкторских способностей. Логические блоки Дьенеша. Они являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно — схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора — механика и т.д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, логическое и пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять, формируют математические навыки, направленные на конструирование и моделирование, а также навыки исследовательской деятельности и творческий потенциал. Дети, которые развиваются по данной методике, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание. Мелкая моторика рук отвечает за речь ребенка, его интеллектуальные способности и навыки письма. Развивающая игра Воскобовича «Шнур-затейник» делает пальчики ребенка ловкими и умелыми, развивает мышление, память, внимание и воображение. Учит различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Математический планшет — это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. Пособие представляет собой деревянный квадрат, в который вбиты цветные кнопки. К нему прилагается набор цветных резинок. Детский математический планшет несёт в себе огромное познавательное значение. Он способствует исследовательской деятельности малышей, содействуют их гармоничному психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию творческих способностей и воображения. Таким образом, у детей великолепно работает мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. Всё это, несомненно, положительно влияет на готовность ребёнка к серьёзному образовательному процессу и его дальнейшие успехи в школе. Счетные бусы представляют собой бусины нанизанные на прочную веревочку. С их помощью можно узнать числовой ряд, выполнять действия сложения и вычитания, использовать при изучении состава числа, решать задачи, составлении объектов по образцу, а так же по собственному замыслу. Игры – головоломки ( «Пифагор», «Танграм», «Листик» и т.п) Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры. Например, квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор»; прямоугольника – в игре «Пентамино»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей). Настольно-печатные логические игры: «Из каких фигур постройка?», «Который час?» «Найди недостающую фигуру», «Числовой ряд», «Математическая цепочка», «Шашки», «Палитра» и т.п. При правильной организации и руководстве со стороны взрослых эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Особое значение уделено использованию ИКТ. Дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию, так же познавательные игры – онлайн (размещенные на детских порталах) Опыт работы показал, что твёрдая ориентация на игру, как средство, метод и форму организации образовательной деятельности детей помогает достигнуть необходимых результатов и сделать обучение радостным. Использование современного игрового оборудования благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Помогает закрепить или сформировать представления об объектах окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и многое другое). Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес ребенка. Таким образом, современное математическое игровое оборудование позволяет совершенствовать содержание и повышать качество образовательного процесса с детьми.
|