Подготовила и реализовала: руководитель кружка Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог
Цели: обобщить имеющиеся у детей представления об осени; развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память, воображение, речь; учить детей составлять рассказ по картине. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закреплять представление об осени и ее признаках. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень». 2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными) 3. Коррекционно-развивающие. Развивать речевую активность связной речи, учить образовывать сложные слова. Развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику. 4. Коррекционно-воспитательные. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 5. Обогащать словарь и активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки: левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, правый – левый, верхний – нижний углы картины, ближе – дальше, около, между, за, перед, после и т. д.
Оборудование: у детей – спички, цветные карандаши, простые карандаши по количеству участников.
Самые популярные рецепты самых популярных блюд.
Материал: картинки с изображением явлений осени (туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча); шаблоны осенних листьев для физкульт.минутки (листья дуба, клёна, каштана, рябины, осины и др.); мультимедийная презентация с картинами русских художников (И.И.Шишкин «Золотая осень», И.И.Левитан «Золотая осень», А.А.Пластов «Осень», В.А.Серов «Осенний вечер», А.Саврасов «Осень»); образцы изображений: листика (для рисования по клеточкам) и зонтика (для выкладывания из спичек).
Педагог-психолог: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о таком времени года, как осень. Давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.
Психологический настрой Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться! Мы спокойны, мы спокойны, Говорить будем красиво, Четко и неторопливо, Вспомним обязательно, Что учили на занятиях. (дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки)
Молодцы! Ребята, осень, как и другие времена года (зима, весна, лето) состоит из трёх месяцев. Внимание! Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей: сентябрь, октябрь и ноябрь). Давайте мы ещё раз их повторим. Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Задание 1. «Найди отгадку». Подойдите все, пожалуйста, к столу. Пред каждым из вас лежит набор необходимых для игры картинок. Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю вам отгадать загадки об осенних явлениях природы. Отгадки лежат перед вами на столе в виде картинок. После того, как я прочту загадку, каждому из вас будет необходимо поднять карточку с нужным ответом. Задание понятно? Тогда начнем. Он бывает по утрам и вечерам; из-за него ничего не видно впереди. (Туман.) Когда он идёт не переставая, становится грустно на душе и мокро на улице.(Дождь.) Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают свой золотой наряд. (Листопад.) Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев. (Ветер.) Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. (Иней.) Она плывёт по небу, тёмная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами. (Туча.)
А теперь, не смотря на картинки-отгадки, попробуйте вспомнить и перечислить все слова отгадки. (Ответы детей: туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча.) Молодцы! Справились с заданием.
Эти явления природы – основные признаки осени. Осень условно делится на три части: ранняя осень – самая красивая, золотая, потому что она красит листья в жёлтый цвет; середина осени – это когда бушует листопад и начинаются затяжные дожди; ну, а поздняя осень – самая грустная пора, когда мы видим голые деревья, замерзающие лужи и первый, всегда тающий снег.
Предлагаю вам следующую игру.
Задание 2. «Найди ошибку». Я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, но намеренно допущу ошибки. Ваша задача их найти.
Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер. (Подснежник.) Туман, иней, сбор грибов, ледоход. (Ледоход.) Дед Мороз, улетающие птицы, сбор урожая, первый снег. (Дед Мороз.) Тучи, загорающие на пляже люди, дожди, похолодание. (Загорающие на пляже люди).
Молодцы! Вы правильно выделили все допущенные мной ошибки.
Ребята, а ответьте мне, пожалуйста, кто пишет картины? Ответ детей: художники. Правильно, художники! А знаете ли вы каких-нибудь художников? Ответы детей: И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.Пластов, А.Саврасов, В.Серов.
Я вам предлагаю всем вместе рассмотреть осеннюю красоту на полотнах русских художников. Проходите и рассаживайтесь на стульчики.
(дети проходят на расставленные по кругу стульчики для просмотра презентации)
Итак, давайте посмотрим, как изображали осень в своих произведениях русские художники.
(Презентация с размещенными репродукциями картин русских художников)
Первая картина (слайд 1), картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Золотая осень». Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Вопросы: - Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на картине? - Какие краски преобладают в картине? - Какое состояние реки изображено на картине? Тихая или бурная? - Какое настроение рождает у вас картина? Молодцы!
Переходим к следующей картине (слайд 2). Эта картина Исаака Ильича Левитана и называется она тоже «Золотая осень». Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень. Вопросы: - Какая осень изображена картине? (ранняя, золотая). - Какие краски использовал художник? - Какое настроение вызывают эти цвета? - Что в картине особенно красиво? (деревья) - Какая погода была в этот день? - Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Тёплая или холодная? Молодцы! Переходим к следующей картине.
Следующая у нас картинка (слайд 3), картина Аркадия Александровича Пластова. А назвал свою картину художник «В октябре». Вопросы: - Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? - Что изображено на первом плане? - Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на картине?
Молодцы! Предлагаю вам рассмотреть следующую картину (слайд 4). Эта картина принадлежит тоже русскому художнику, имя которого, Алексей Саврасов. Называется она «Осень». Давайте рассмотрим её. Попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья. Вопросы: - Как вы думаете, какое небо изобразил художник? (ясное) - Что изображено на заднем плане? - Каково от этой картины у вас общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
Молодцы! Следующая и завершающая нашу экскурсию по галереи художников картина (слайд 5) Валентина Александровича Серова и называется она «Осенний вечер». Вопросы: - Почему картина названа «Осенний вечер»? - Нравится ли вам картина? - Как вы думаете, какое небо в этой картине изобразил художник?
Молодцы! Мы с вами рассмотрели несколько картин русских художников. Как вы видите (слайд 6), все картины об осени. А в каком жанре написаны все картины? Ответ детей: пейзаж. Правильно, ребята, пейзаж. Вопрос: - Какое настроение у вас вызывают эти картины? - Интересно вам было познакомиться с творчеством художников?
На этом выставка картин заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. И я вам предлагаю прогуляться по парку, а точнее, побегать, попрыгать и потанцевать в осеннем парке, пособирать букеты из осенних листьев и сделать из них салют. Давайте закроем глаза, и скажем: Раз, два, три – покружись, В осеннем парке очутись…
(Физминутка под презентацию «Осень» с использованием шаблонов осенних листьев)
Отдохнули? Ну, что будем продолжать наш разговор об осени. Ребята, куда бы мы ни бросили взгляд – везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень – необыкновенное время года. Природу можно изобразить по-разному. Художники разговаривают с нами при помощи красок, композиторы – музыкой, а поэты посвятили много ей стихов. А вы стихи об осени знаете? (Дети читают стихи об осени)
Молодцы! А я тоже знаю стихотворение об осени. Хотите послушать? (Да.) Тогда слушайте. (Педагог читает стихотворение) Ребята, я кажется что-то придумала. А давайте нарисуем приметы осени. Согласны? Тогда присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать по клеточкам осенний лист, а затем раскрасить листок осенней краской. А какие краски есть у осени? Ответы: красная – у клёна и рябины, синяя – у неба и др.)
Молодцы! Давайте начнём рисовать, и я тоже нарисую свой листочек вместе с вами.
(Звучит фонограмма «Листопад») Закончили свои работы? Давайте посмотрим у кого какой лист получился. Нравятся вам ваши работы? Мне тоже ваши работы понравились. Вы старались выполнить задание правильно и аккуратно. Молодцы!
Задание 3. «Работаем со спичками». Ребята, но осенью часто идут дожди, и поэтому нам никак не обойтись без зонтика. Посмотрите, как перед вами на листе выложено из спичек изображение зонтика. Обратите внимание, в какую сторону смотрят спичечные головки. Даю вам несколько секунд на изучение изображения (10 секунд). А теперь переверните листочки обратной стороной и постарайтесь из спичек повторить то же самое на ваших столах. (самостоятельная работа. Проверка.) Задание 4. «Подведем итоги занятия». Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательными. Отгадывали с помощью картиной загадки, находили ошибки, допущенные мной, хорошо беседовали по картинам русских художников, рисовали лист по клеточкам, выкладывали из спичек изображение зонтика. Вот какую объемную работу мы провели. А теперь скажите: - Понравилась ли вам наша игровая деятельность? - Что запомнилось? - Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал»… Вот сколько сегодня вы нового для себя узнали. Но наша игровая деятельность подошла к концу и я хочу ее закончить еще одним стихотворением. Мокрые деревья голые стоят И прибит дождями наш осенний сад. За окном то дождик, то холодный снег Мрачно, неуютно на душе у всех. Только ты не хмурься, на ноябрь не злись. Ты своей улыбкой с другом поделись. Он тебе ответит, станет вам тепло Будет в душах ваших мирно и светло. До новых встреч, ребята!
|