Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия в системе работы группы компенсирующей направленности»
Развивающие занятия
Автор: Холоша Лилия Дмитриевна   
31.10.2016 19:34

Консультация для педагогов «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия в системе работы группы компенсирующей направленности»Консультация для педагогов «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия в системе работы группы компенсирующей направленности»

Одной из форм работы в группе компенсирующей направленности являются интегрированные коррекционно-развивающие занятия. Они помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников.

В группе компенсирующей направленности интегрированное занятие (музыкальное с элементами логоритмики) проводится 2 раза в месяц — 1-я, 3-я неделя месяца. В интегрированном коррекционнно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников.

 

Проведение интегрированного занятия освобождает специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и музыкального руководителя) от проведения занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Продолжительность интегрированного занятия в старшей группе — 25-30 минут. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени.

На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры- драматизации и т.п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной.

После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в игровом пространстве группового помещения на 25—30 минут, затем дети отправляются на прогулку, во время которой логопед осуществляет индивидуальную работу с детьми. Можно поменять порядок этих режимных моментов и сначала отправить детей на прогулку, а затем предоставить детям время для самостоятельной деятельности.

Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.

При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:

  • определить тему и цель занятия;
  • обозначить основные этапы занятия и определить специалистов, которые будут проводить работу на этих этапах, сформулировать задачи каждого этапа совместно с этими специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей;
  • включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения;
  • предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;
  • при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;
  • определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
  • отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей и предоставить возможность всем специалистам использовать этот материал на разных этапах занятия, организовав, таким образом, речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;
  • обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
  • включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;
  • привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность

участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта, наборного полотна и т.п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга или педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. На каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется. Если, занимаясь с логопедом, дети сидели на стульчиках возле мольберта, то, переходя к музыкальному руководителю, они выполняют движения под музыку на ковре в центре группового помещения, а затем выполняют задания воспитателя по развитию математических представлений, сидя за столиками или стоя у магнитной доски.

Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.

Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее; педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался и внимание детей не рассеивалось.

Коррекционно-развивающая работа логопеда на интегрированных занятиях разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.

Логопед может включать в свои этапы занятия элементы артикуляционной гимнастики, работу над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. В занятия могут включаться упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываться пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, в играх и игровых упражнениях может проводиться работа по закреплению уже сформированных навыков словообразования. На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игры, предложенные педагогами.

На интегрированных занятиях с успехом может решаться задача включения в работу всех анализаторов дошкольника для развития его эмоционального мира, мира его чувств. Ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. На интегрированных занятиях у ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление мотивационно-потребностной сферы и высших психических функций — внимания, памяти, мышления, речи.

Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом. Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия позволяют избежать перегрузки детей и высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности.

Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год