«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Родионова Антонина Николаевна Богатырева Светлана Ивановна | |||
18.10.2024 06:56 | |||
«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий» В настоящее время актуальна проблема формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В современных условиях побуждение интереса детей к различным видам труда, знакомство с трудом взрослых относится и к целям дошкольного воспитания. Знакомство дошкольников с профессиями, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.
Основная цель образовательных технологий – создание условий для активного и самостоятельного участия обучающихся в образовательном процессе, развитие их творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков. Образовательные технологии могут включать в себя различные методы и приемы, такие как: Интерактивные методы обучения, которые активно вовлекают обучающихся в процесс обучения и позволяют им самостоятельно исследовать и открывать новые знания. Проектная деятельность, которая позволяет обучающихся решать реальные проблемы и задачи, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки. Игровые технологии, которые используют игру как основной способ обучения и развития обучающихся. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. Мир профессий многообразен, но одной из самых актуальных в современных условиях в регионе, является профессия «строитель». Эта профессия очень древняя, она существует столько же веков, сколько существует человек. Благодаря историческим архитектурным постройкам можно многое узнать о быте и культуре предков. Профессия «строитель» стала очень сложной, важной, многообразной, постоянно развивающейся системой. Наиболее эффективными образовательными технологиями в профориентации дошкольников в области строительных профессий являются:
Работа по ранней профориентации дошкольников начиналась со средней группы и носила комплексный и систематический характер в соответствии с планированием В средней группеосуществлялось обогащение представлений детей о мире строительных профессий с учетом их возрастных возможностей. Обучение проводилось в процессе организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей через такие формы как игровая и трудовая, конструктивная деятельности, экскурсии и наблюдения. Дополнительно использовалась детская художественная литература, дидактические и сюжетно-ролевые игры в соответствии с содержанием образовательной программы дошкольного образования. В группе была создана предметно-развивающая среда. В образовательной деятельности использовалась технология «Гость группы», где с профессиями детей знакомил приходящий 1 раз в месяц «гость». В старшей группе продолжала создаваться развивающая среда из конструкторов и игровых наборов LEGO (для старших дошкольников). Игровые ситуациипедагога с детьми осуществлялась в небольших подгруппах по 4-6 человек с последующей презентацией выполненной постройки. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников. Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Были разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны. «Профессия строитель». Для организации ОД, применяем такие презентации как: «Чем пахнут ремёсла?», «Что нужно для работы?», которые позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В подготовительной к школе группе реализован краткосрочный детско-родительский проект «Архитектор» — профессия настоящего и будущего» с использованием ИКТ – технологий. Целью которого было познакомить спрофессией «архитектор» через развитие эмоциональной отзывчивости изнакомство с историей своего поселка и их архитектурой, дать представлении о профессии будущего «архитектор виртуального пространства» При знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий. Проводим экскурсии: «На стройке», «В больнице», «Музеи нашего поселка», и т.д. Например, во время виртуальной экскурсии «На стройку», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили строительную площадку, познакомили детей с профессией строитель, расширили представления о грузовом транспорте. Дали первичные представления о профессии «крановщик». Преимуществами виртуальных экскурсий являются, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Мы надеемся, что в результате работы по ранней профориентации и использованиюсовременных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
|