Игры с использованием мнемотехники для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Пойденчук Кира Александровна | |||
12.10.2024 12:01 | |||
Игры с использованием мнемотехники для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста Современное общество характеризуется стремительным ростом объемов информации. В новых условиях значимость человеческой памяти к восприимчивости, сохранению и воспроизводству информационных потоков возрастает. Память является важнейшим интеллектуальным инструментом формирования личности, который необходимо развивать с самого раннего детства. В младшем дошкольном возрасте память является непроизвольной, образной, ребенок запоминает только эмоционально окрашенные эпизоды, непосредственно связанные с его деятельностью. Игровая деятельность — основная развивающая деятельность в этом возрасте – является лучшим средством для тренировки процессов памяти. В предлагаемых дидактических играх мы объединили простой сюжет, основанный на стихотворном тексте, дидактическую задачу, непосредственно игровую деятельность и приемы мнемотехники, позволяющие научить ребенка системному запоминанию, развивающие образное и ассоциативное мышление. Такие игры можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей. Дидактическая игра «Коты в магазине» Цель: развивать память на основе ассоциативных цветовых восприятий. Дидактический материал: картинка с изображением котов, общая карточка с основными цветами, перчатками и мышкой, пустые большие карточки, маленькие карточки с изображением перчаток разных цветов, маленькие карточки с цветовыми пятнами.
Ход игры Воспитатель: показывает детям картинку с котами и читает стихотворение. В трикотажном магазине повстречались три кота Продавались там перчатки, были разные цвета. Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно: А у вас мышиный цвет есть в продаже или нет??? Воспитатель: предлагает ребятам превратиться в котят и пойти в магазин выбирать перчатки. Показывает детям карточку- «прилавок» ( «витрину»). Вместе они рассматривают перчатки на прилавке, называют цвета перчаток. Из предложенных маленьких карточек подбирают цвет к мышке, обозначают название цвета – «серый». Воспитатель: предлагает запомнить, как лежали перчатки на прилавке и воспроизвести эту последовательность на пустых карточках. Вариативность: последовательность цветных перчаток постоянно меняется, а выкладывать перчатки на прилавке можно, как маленькими карточками с изображением перчаток, так и просто цветовыми пятнами. Количество цветов, так и перчаток постепенно можно добавлять по мере запоминания цветов и запоминания количества. Дидактическая игра «Прятки» Цель: развивать зрительно-пространственную память. Дидактический материал: пустые карточки с большим квадратом, разлинованным на шесть меньших квадратов, маленькие карточки с изображением солнышка, тучки и радуги. Ход игры Воспитатель: в ходе чтения стихотворения педагог выкладывает в пустые квадраты карточки изображения солнышка, тучки и радуги. Тучка с солнышком опять В прятки начали играть. Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется. А как солнышко найдется, Сразу радуга смеется! Воспитатель: просит запомнить ребенка, в какой квадрат спряталось солнышко, куда спряталась тучка, где появилась радуга. Потом ребенок воспроизводит это расположение на пустой карточке с помощью маленьких карточек-изображений. Вариативность: Сначала педагог выкладывает только изображение солнышка, ребенок учится запоминать в каком из шести квадратов спряталось солнышко. Потом к солнышку добавляется тучка. Все три объекта выкладываются педагогом на карточку только после того, как ребенок научится ориентироваться в квадратах и запоминать меньшее количество изображений. Местонахождение изображений каждый раз меняется. Дидактическая игра «Веселая полянка» Цель: развивать образную память. Дидактический материал: полотно с изображением полянки, картинки с изображением зайца, котенка, божьей коровки, гусеницы, бабочки, птички, карточки с пустыми шестью клетками, расположенными горизонтально. Ход игры Воспитатель: Показывает полотно с изображением пустой полянки и читает четверостишие. Утром рано спозаранку Я гуляю по полянке. Кто ж ко мне сюда придет? Кто привет свой принесет? Воспитатель: Размещает на полянке картинку с изображением зайчика и читает четверостишие: У зайчика ушки Торчат на макушке. Он прыгает ловко И любит морковку. Затем воспитатель каждого следующего героя сопровождает загадкой. Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением божьей коровки. Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко Это… Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением котенка. Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок. А под серенькие ушки Не кладут ему подушку. У него четыре лапки. На них – острые царапки. Он гуляет без пальто. И ботинки и сапожки Не наденет ни за что. Это – вовсе не ребенок. Это – маленький … Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением гусеницы. Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё равно не может. Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением бабочки. Утро. Весь в цветах лужочек. Но смотри: один цветочек Вдруг вспорхнул – и полетел, И опять на кустик сел. Удивительный цветок: Ножки, глазки, хоботок, Между крыльев – складочка. Да ведь это ж... Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением птички. Весело на воле Ей парить, летать, Над цветами в поле Песни распевать. Воспитатель: уточняет, кто же пришел на полянку, чтобы передать свой привет ребятам. Вместе с детьми помещает картинки с персонажами в пустые клетки карточки, проговаривая всю последовательность. Воспитатель: предлагает детям повторить эту последовательность самостоятельно. Вариативность: Игра начинается с двух персонажей, потом их количество постепенно увеличивается. После того как дети освоят мнемодорожку, можно сначала предлагать на ней выложить последовательность в произвольном порядке, а затем, проговаривая свои игровые действия, выкладывать персонажей по памяти на большое полотно. Вывод: Разработанные авторские игры опираются на возрастные особенности развития памяти: непроизвольность, образность, опору на деятельностный опыт. Использование мнемотехники в играх по развитию памяти позволяет выработать приемы запоминания, приобрести умения по классификации и систематизации информации. Вариативность игр помогает упражнять и тренировать память в системе.
|