Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.
Развивающие занятия
Автор: Жукова Наталья Александровна   
27.08.2024 21:40

Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.

Ранний возраст – это время активного познания окружающего мира и благоприятный период для сенсорного развития малыша. Действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества. Восприятие происходит при непосредственном участии органовчувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитиепроисходило полноценно, необходима тренировка органов чувствс самого рождения, только в этом случае развивается способностьтонко реагировать на сенсорные раздражители разного характераи интенсивности. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

 

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Для работы в группе раннего возраста я самостоятельно изготавливаю дидактические игры и пособия в соответствии с ФОП ДО по формированию представлений о форме, величине и цвете.

Дидактическая игра № 1 «Вкладыши».

Цель: формирование представлений о форме предметов.

Задачи: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дидактический материал: четыре рамки основных цветов (красная, синяя, зеленая, желтая) с отверстиями, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, звезда).

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку правильно соотнести геометрическую фигуру с геометрическим образом и цветом.

Дидактическая игра № 2 «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущений и восприятия, развивать мелкую моторику рук.

Задачи: развивать у детей внимание и память, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, учить правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Дидактический материал: тканевый мешочек, муляжи фруктов-овощей, игрушки, геометрические предметы.

Ход игры:

  1. вариант: воспитатель предлагает ребенку достать предмет из мешочка и рассказать о нем (назвать предмет, его цвет, форму, размер, вкус, действие с ним).
  2. вариант: воспитатель предлагает ребенку определить предмет на ощупь и рассказать о нем, не доставая из мешка.

Дидактическая игра № 3 «Найди предмет такой же формы».

Цель: формировать умение различать предметы по форме, цвету, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Задачи: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дидактический материал: поле с разноцветными геометрическими фигурами, фишки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: перед ребенком игровое поле с изображениями геометрических фигур. Воспитатель предлагает ему найти фишку с нанесенной на нее геометрической фигурой такого же цвета.

Дидактическая игра № 4 «Длинный — короткий».

Цель: формирование умений сравнивать предметы по величине.

Задачи: совершенствовать умение сравнивать два предмета, нарисованных на картинке, по длине; результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий, длиннее – короче», закреплять умения называть цвета, предметы, развивать внимание, мышление.

Дидактический материал: картинки с изображением предметов разной величины.

Ход игры: Ребенок рассматривает картинки, называет предметы, изображенные на ней, определяет где длинный и короткий предмет, называет его цвет.

Дидактическая игра № 5 «Прищепки».

Цель: формирование представлений о сенсорном эталоне-цвете.

Задачи: закреплять умение детей различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при наложении определенного цвета, прикрепленного к прищепке, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, интерес к дидактическим играм, вызывать желаниеиграть.

Дидактический материал: картинки формата А4 с изображением тучки, солнышка, ежика, яблока, прищепки синего, желтого, красного, зеленого цветов.

Ход игры: Ребенок должен прикрепить прищепку определенного цвета к картинке такого же цвета и назвать его.

Дидактическая игра № 6 «Разноцветные пуговки».

Цель: формирование представлений о цвете.

Задачи: развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть цвета (желтый, красный, синий, зеленый).

Дидактический материал: карточки с изображением рубашек разного цвета, бумажные пуговицы разного цвета.

Ход игры: ребенок должен разместить пуговки на рубашку соответствующего цвета.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год