ИГРА КВИЗ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развивающие занятия | |||
Автор: Горшкова Светлана Николаевна Клокова Екатерина Александровна | |||
10.08.2024 13:29 | |||
ИГРА КВИЗ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В нашем стремительно развивающимся мире одним из ключевых направлений стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным является развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования. Каждый согласится, что именно игровые технологии, в полной мере обладают всеми средствами, которые помогут активизировать в полной мере успешную деятельность воспитанников.
Огромная ценность игровой технологии включает в себя то, что, по сути являясь ненавязчивой, развлекательной игрой, она выполняет образовательную функцию, побуждает творчески и логически подходить к решению поставленных вопросов. Так же, не будем забывать, о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников является — игра. В свою очередь интеллектуальная игра — это такой вид игры, который основывается на применении интеллекта либо эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто — в условиях ограниченного времени и соревнования). Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. Подобные игры применяются и в учебном и воспитательном процессе [2, с.25-26]. В связи с этим основной замысел нашей проектной инициативой заключается адаптация интеллектуальной игры «Квиз» к условиям дошкольной образовательной организации и в ее использовании в последующем для выявления, поддержки и развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Квиз (от англ. quiz) – это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая "викторина". Данная технология и сервис Wordwall позволяют преподнести любую информацию в интерактивной форме, совмещая эмоции реальных встреч и соревновательный элемент. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций. На начальном этапе нами была проведена диагностика развития интеллектуальных способностей детей. В результате чего были выявлены сильные и слабые стороны интеллектуального уровня развития старшего дошкольного возраста. В связи с этим ведется работа по созданию игр, направленных, именно на логику, рассуждение, пространственное ориентирование, обобщение, которые вызвали наибольшее затруднение. Одной из первых игр, созданных нами, была квиз-игра, которая проводилась онлайн, на базе сервиса для создания интерактивных заданий Wordwall. При реализации проектной инициативы была организована работа по созданию научно-методической базы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, для использования педагогами в сфере образования. Для организации совместной интеллектуально-игровой деятельности всех субъектов образовательных отношений проведены такие мероприятия как:
Основным мероприятием был командный турнир «Знатоки» по интеллектуальным играм «Квиз» для воспитанников старшего дошкольное возраста. Подготовка к турниру проходила ежемесячно, в последний четверг месяца. В игровых турнирах приняло участие 40 воспитанников 5-7 лет, 8 педагогов детского сада освоившие технологию интеллектуальной игры «Квиз» с использованием сервисом Wordwall. В игре активно используют метод мозгового штурма и зачастую вбирают в себя огромное количество различных тем, которые могут быть между собой не связаны – это так называемый «классический квиз». Вопросы в квизах бывают разными, это может быть вопрос и четыре варианта ответа, открытые вопросы, фото-вопросы, видео-вопросы, аудио-вопросы, юмористические вопросы на наблюдательность, вопросы-ребусы. Данная игра формирует чувство объединение команды, вовлекает участников в совместную работу. Для проведения игры квиз необходимо соблюдение некоторых условий:
Прежде чем начать нашу игру, участники поделились на две команды по 5 человек в каждой. Далее команды по очереди отвечали на различные вопросы в основном на логику и эрудицию в течении определенного времени, зачитываемые ведущим. Были и практические задания, в которых детям приходилось быстро пройти лабиринт, отгадать сингвейн, выбрать правильные варианты картинок, соотнести фигуры по одинаковым признакам. Соответственно, начислялись баллы только за верные ответы. Игра состояла из четырех раундов, которые включали в себя по 5 вопросов и 2 задания. Первый на общую осведомленность и эрудицию, второй и четвертый с более сложным уровнем вопросов, а третий легкий и развлекательный, пятый на практические задания. Победителем стала команда, набравшая наибольшее количество баллов. Нами заранее были приготовлены призы всем участникам викторины. Почему именно всем, ведь чем больше призов, тем интереснее и азартнее происходит игра. А по ее окончанию возникнут море положительных эмоций, что в дальнейшим замотивирует детей участвовать в данной игре снова и снова! Данное мероприятие, посредством активизации эмоционально-волевой сферы, обеспечило положительную динамику интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, тем самым способствуя развитию у них самостоятельности. Таким образом можно сказать, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, самостоятельны, легче адаптируются к новой обстановке. Обучение лучше осуществлять в ведущем виде деятельности для дошкольников — игре. Развивающие и познавательные игры делают обучение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к новым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка. [3, с.503] Литература:
|