Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр |
Развивающие занятия | |||
Автор: Облякова Анастасия Анатольевна | |||
28.06.2024 09:43 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр Сенсорное развитие является важным условием для развития детей младшего школьного возраста. Оно играет основную роль в течение первых лет жизни каждого ребенка. Для детей разных возрастных групп характерны свои особенности сенсорного развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и выбора метода обучения. Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов. У малышей не развито абстрактное мышление, они познают жизнь через ощущения, которые лежат в основе психического и физического развития детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. К основным задачам сенсорного развития дошкольников относятся:
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых ребенок познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину предметов, накапливать представления об отношении между двумя предметами по величине. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир. Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно: - на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику», «Принеси такой же мячик», «Найди пару» (варежки, сапожки), «Найди картинку». - на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Изучаем цвета»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Одень куклу»; «Разложи по цвету». - на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Цветные баночки». Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий». В играх на определение величины используйте предметы разных размеров: кубики, мячики. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие собаки», «Собери мышей», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка. Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.
|