Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей раннего возраста «Сказка в сенсорной коробке»
Развивающие занятия
Автор: Зиновьева Евгения   
03.06.2024 05:54

Проект по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей раннего возраста «Сказка в сенсорной коробке»Проект по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей раннего возраста «Сказка в сенсорной коробке»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Половинкинская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Половинкинский детский сад»

Выполнила: Зиновьева Е.В., воспитатель Рубцовский район 2024

Введение:

В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Это– одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она способствует развитию не только его эстетического и нравственного воспитания, расширению кругозора, но и умственного развития. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

 

Скачать конспект

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Для ребенка раннего возраста сенсорное развитие является условием формирования у него элементов творческой деятельности.

Именно поэтому, в ходе своей работы для развития творческих способностей и сенсорных эталонов, мы используем сенсорные коробки.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсомоторному и художественно – эстетическому воспитанию детей раннего возраста.

Цели и задачи:

В работе по данному направлению была поставлена

Цель: формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие.

Выделили следующие задачи:

  • Создание условий развития творческих способностей для детей раннего возраста
  • Предоставление возможности ребенку творить самостоятельно
  • Накопление впечатлений, эмоций, сенсорного опыта.
  • Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Методы и приемы:

- Применение детских сказок для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста:

В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети. Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать невербальное и вербальное воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка

- Использование сенсорных коробок в деятельности детей раннего возраста:

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Сенсорные коробки очень помогают в индивидуальной работе с детьми.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами. Познание окружающего мира начинается именно с ощущений и восприятия.

Возможности использования сенсорной коробки — это ее многофункциональность, практичность, доступность. В работе с сенсорными коробками мы придерживаемся основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

Игры в сенсорной коробке:

— сюжетные игры с игрушками;

— закапывать и находить игрушки;

— переливать и пересыпать наполнитель;

— сортировать.

Условиями для формирования художественно-творческой деятельности ребенка раннего возраста являются:

  • широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно

-соответствующая организация педагогического процесса, которая способствует накоплению впечатлений, эмоций, опыта

- возможность использования сенсорной коробки в непосредственно образовательной деятельности. У сенсорной коробки нет возрастных ограничений. Как и нет ограничений в идеях ее использования.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста и реализован в СП «Половинкинский детский сад»

Тип проекта — познавательный, исследовательский, творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – долгосрочный

(с февраля по май)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Предполагаемые результаты:

  • Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
  • Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
  • Группировать предметы по заданному признаку;
  • Могут освоить навыки действия с нетрадиционными предметами и инструментами для изобразительного творчества;
  • Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию и изобразительному творчеству.

Этапы реализации проекта:

Iэтап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

II этап.

Практический:

Реализация плана проекта “ Сказка в сенсорной коробке ”;

Различные формы работы с детьми;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта.

III Этап: Заключительный

Подведение итогов;

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
  • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсомоторному развитию детей в художественном творчестве.

Перспективный план работы с детьми

Февраль

Тема: «Пересыпание ложкой»

Тема: «Закопаем и найдем»

Цель: Знакомство с световым столом, развивать мелкую моторику посредством массажа ладоней и пальцев; Осваивать счет от одного до трех, изучения цветов.

Оборудование: Световой стол, крашеный рис, стаканчики, ложки, камешки

Март

Тема: Сказка «Колобок»

Цель: Вызвать эмоциональный отклик, учить действовать самостоятельно

Оборудование: Световой стол, фигуры персонажей сказки, декорации леса, гречка

Апрель

Тема: Образовательная ситуация «На дне морском»

Цель: Знакомить детей с жителями морей; побуждать к действиям, желанию действовать самостоятельно

Оборудование: Световой стол, крашенная манка, фигурки морских обитателей.

Май

Тема: Образовательная ситуация «Животные африки»

Цель: Знакомство с животными жарких стран; развитие мелкой моторики; развитие речи

Оборудование: Световой стол, животные африки, пшено, макет водопада

Список литературы:

  1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
  2. Деркунская В. А., Рындина А. Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
  5. Интернет – рессурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год