Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Орлова Вера Игоревна | |||
21.03.2024 13:57 | |||
Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста Детство для детей немыслимо без игрушек. Ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие предметы. Ведь именно с момента появления ребенка на свет в его жизнь приходит игрушка. В настоящее время игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетнообразные, дидактические, музыкальные, спортивные, технические, строительные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки. Они радуют, развлекают дошкольника, постепенно знакомят его с назначением предметов, предметными действиями, дают знания об окружающем мире, материалах и формах. Сначала дошкольник выполняет с ними примитивные манипуляции. Взрослея, ребенок от манипуляций с игрушками и предметами переходит на новый уровень – уровень сюжетно-ролевой игры, которая возникает из противоречия между желанием ребенка выполнять действия, как взрослые, и его возможностями. Именно в этот момент на помощь приходят игрушка, позволяющая в воображаемой ситуации выполнять действия, присущие взрослым (готовить пищу, водить автомобиль, ходить на работу и так далее), тем самым сокращая психологическую дистанцию между желанием ребенка быть похожим на взрослого и его возможностями. Существует ряд педагогических требований, выдвигаемых к игровой продукции. Требования утверждают, что игрушка должна приносить пользу дошкольнику: удовлетворять потребности ребенка в игре, пробуждать добрые чувства, развивать чувство прекрасного, создавать возможность сотрудничества между детьми и включение в сюжетную игру, а также развивать творческие способности, воображение.
В процессе игры игрушка выполняет не только информативную (является источником сведений о предметах окружающего мира), функциональную (позволяет знакомиться с назначением предметов и действиями с ними), культурологическую (знакомит с традициями, особенностями народа), эмоциональную (знакомит с чувствами, эмоциями) функции, но и не менее важные функции, соответствующие вышеизложенным педагогическим требованиям. Такими являются: креативная (активизирует творческую деятельность) и функция формирование воображения. Последняя функция выполняется за счет того, что игрушка не полностью отображает конкретный предмет, позволяя тем самым дошкольнику фантазировать, домысливать образ игрушки, увеличивать объем действий с ней. В данное время разработана классификация игрушек, в которой учитываются не только тема, но и различные характеристики. Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. Моторно – спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение – способствовать развитию сюжетной игры ребенка. Музыкальные игрушки — это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка. Театральные игрушки — это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей. Игры-забавы — это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение. Настольные игры с дидактическими задачами и правилами — это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета. Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка. Разберемся, что же такое воображение и каковы его особенности у детей? Воображение – это сложный психический процесс создания новых образов, ситуаций, путем комбинирования имеющихся в личном опыте образов и представлений. Оно отражает реальность в новых конкретных образах. Воображение ребенка отличается от воображения взрослого, оно беднее, схематичнее. Это объясняется тем, что личный опыт дошкольника не так богат, как опыт взрослого. Поэтому воображение необходимо развивать, обогащая опыт ребенка, создавая проблемные ситуации в игровой деятельности, предлагая ребенку формулировать замыслы и стараться воплощать их в жизнь. Так будет проходить развитие воображения и становление его творческого характера, который зависит от различных приемов, средств. Такими приемами являются: антропоморфизация, комбинирование, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация, схематизация. Антропоморфизация – присвоение объектам живой и неживой природы свойств, присущих человеку (речь, мысли, чувства, действия), то есть, олицетворение предметов. Такой прием используется в сказках, стихотворениях, рассказах, дети хорошо знакомы с ними и, следовательно, применяют данный прием. Комбинирование – создание нового образа, путем анализа и синтеза имеющихся в опыте представлений. Агглютинация – создание нового образа, путем соединения качеств, свойств различных объектов. Акцентирование – выделение каких-либо признаков, свойств предмета. Гиперболизация – изменение величины частей предмета, персонажа (преувеличение или приуменьшение). Типизация – выделение существенного в однородных предметах, явлениях. Схематизация – выделение сходства представлений, при сглаживании различий. Развивать воображение, совершенствовать вышеназванные приемы помогает игрушка. Фантазировать ребёнок может, не только домысливая образ игрушки, приобретенной в магазине, но и создавая игрушку-самоделку, изготавливая ее самостоятельно или при помощи взрослого. Такие игрушки дети начинают мастерить тогда, когда у них возникает потребность в разнообразии, дополнении сюжета игры. Самые различные материалы выбираются дошкольниками для изготовления игрушек-самоделок. Это бумага, спичечные коробки, бутылочки, лоскутки, вата, пуговицы, палочки и многое другое. В ход идут ножницы, клей, нитки с иголками, пластилин, скотч и так далее. Ребенок самостоятельно или при помощи взрослого вырезает, пришивает, клеит, закрепляет. В результате проделанной работы получается игрушка-самоделка, в которой дошкольник создал и воплотил свой замысел; в процессе работы на которой активизировалась творческая деятельность ребенка, его фантазия, т.е. способность выдумывать и, конечно же, процесс воплощения замысла игрушки, т.е. процесс создания, выступает способом самовыражения ребенка. Сегодня у современных дошкольников большое количество игровой продукции — это и куклы, солдатики, машины, конструкторы и прилагаемые к ним игровые атрибуты: пластмассовые продукты питания, предметы быта (стиральная машина, гладильная доска с утюгом, кухонная мебель и так далее), человечки, животные, прилагаемые к конструкторам и многое другое. Все игрушки яркие, многие из них могут приводиться в движение, издавать звуки, сюжетные игры интересны с ними. И тут возникают вопросы: Нужны ли современным детям игрушки-самоделки для дополнения сюжета их игры? Мастерят ли они такие игрушки, или богатый выбор современной игровой продукции не дает такой возможности? Пытаясь найти ответы на интересующие нас вопросы, мы провели анонимное анкетирование, респондентами которого стали родители детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняли участие 22 родителя. Цель – узнать, в какие игрушки играют современные дети. Мы пытались определить, какими критериями руководствуются родители при покупке игрушек, учитывают ли они мнение, желание детей. Так же нам было интересно, есть ли у дошкольников любимые игрушки, и какие они. Интересовал нас и ассортимент имеющихся игрушек у детей, начиная от конструктора, мягкой игрушки и завершая слаймом. А также был задан следующий вопрос: «Изготавливаете ли вы игрушки вместе с ребенком?» и предложены варианты ответа: да, мы помогаем ему в этом; нет, ребенок самостоятельно изготавливает игрушки; наш ребенок играет только в игрушки, приобретенные в магазине. Мы получили ответы, с помощью которых узнали предпочтения детей в выборе игровой продукции. Выяснили, что не у всех дошкольников есть любимая игрушка. А также, по результатам анкетирования выявилось, что 14 из 22 дошкольников мастерят игрушки, и в этом им помогают родители. 3 ребенка из 22 мастерят игрушки самостоятельно, и 5 из 22 дошкольников не изготавливают игрушки, а играют только в те, которые приобретены в магазине. Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: 17 из 22 дошкольников нуждаются в игрушках-самоделках, дополняющих сюжет их игры. Эти дошкольники мастерят игрушки самостоятельно или при помощи взрослых. 5 дошкольников не имеют необходимости в таких игрушках, так как они, мы делаем предположение, удовлетворены сюжетом игры, имеющимися игрушками и игровыми атрибутами. Таким образом, большая часть современных детей, не смотря на такое разнообразие игровой продукции, которое мы имеем на сегодня, нуждается в игрушках-самоделках, способствующих дополнению, расширению сюжетов игр. Следовательно, игрушка-самоделка, образ которой продумывается, а затем воплощается в реальность дошкольником самостоятельно или при помощи взрослых, развивает не только мелкую моторику, различные навыки (вырезание, шитье и прочее), но и воображение. И здесь следует вспомнить, что современное общество требует от человека воображения для того, чтобы находить новые, нестандартные пути решения задач, стоящих перед людьми. Именно поэтому необходимо развивать воображение с детства различными средствами, одним из которых является игрушка. Список литературы
|