Леготерапия и развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Петрикова Ирина Валерьевна | |||
08.03.2024 06:31 | |||
Леготерапия и развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста Автор: Петрикова Ирина Валерьевна Визитная карточка Методика для какой категории работников: Воспитатели городских дошкольных отделений, педагоги дополнительного образования Кто целевая группа: Воспитанники дошкольного возраста 3-7 лет, в группах по 15-20 человек, живущие в городской местности Формат занятий: Занятия в первой половине дня, занятия по подгруппам во второй половине дня, индивидуальные занятия, занятия в кружках дополнительного образования, время занятий зависит от возрастной группы. Продолжительность реализации: В течении года, серия занятий Требования к реализации: Наличие конструктора Лего, плато для конструктора Лего Педагогические приемы Приемы: Разработка представляет набор игр для укрепления здоровья воспитанников, развития их познавательных, коммуникативных и продуктивных навыков. В каждом упражнение указанно количество воспитанников, набор требуемого материала, описание и предполагаемый результат.
Проблематика: Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач развития страны. Целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, и сохранение и укрепление его здоровья. А так же в контексте системно-деятельностного подхода актуально развитие навыков конструкторского и продуктивного мышления. Актуальность: В ФГОС, огромное внимание уделяется вопросам сбережения и сохранения здоровья детей, поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Леготерапия считается одним из новых направлений в обучении и развитие дошкольников. В основе леготерапии лежит конструктивно-игровая и познавательная деятельность. Леготерапия является здоровьесберегающей технологией, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Практическая и социальная ценность: Игры и упражнения представленные в разработке позволяют воспитателю или педагогу дополнительного образования подобрать инструмент для совместной и индивидуальной работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности Разработка Упражнение «Лабиринт» Количество воспитанников: 1-2 Игра на развитие речевого дыхания. Основная задача: пройти лабиринт мячиком (бусиной, помпончиком), направляя его воздушной струей. Играть можно одному и в паре. Один проходит лабиринт от начала и до конца, в паре можно двигаться навстречу друг другу. Что нужно для игры:
Упражнение «Лабиринт-балансировка» Количество воспитанников: 1 Игра на развитие зрительно-моторной координации движения. Основная задача: пройти лабиринт мячиком (бусиной, помпоном), направляя его при помощи плато наклоняя в нужную сторону. Что нужно для игры:
Игровой самомассаж и пальчиковая гимнастика с использованием конструктора Лего Самомассаж с деталями конструктора Лего. Применять в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания самомассажа используя детали ЛЕГО конструктора в качестве предмета для массажа. Количество воспитанников: вся группа или по подгруппам. Что нужно для самомассажа:
Лего Упражнение «Дорожка» слова действия ЛЕГО по руке идёт. Плавно перемещаем кубик ЛЕГО от кисти руки к плечу, максимально прижимаем кубик. Серединку в ней найдёт. Сгибаем руку в локте, кисть кладём на плечо. Чтоб внимательными стать. Круговыми движениями массируем локтевой сустав Надо точки нажимать. Максимально плотно, отрывисто прижимаем кубик ЛЕГО к локтевому суставу Пальчиковая гимнастика с деталями конструктора Лего. Использование ЛЕГО деталей для активизации мелкой моторики рук. Используя любые стихотворения для пальчиковой гимнастики. Количество воспитанников: вся группа или по подгруппам. Что нужно для пальчиковой гимнастики: Корригирующая гимнастика Использование деталей конструктора Лего для построения коррекционных гимнастических дорожек. Использование в разных формах физкультурно – оздоровительной работы. Основная задача: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, развитие координации движений у дошкольников. Количество воспитанников: вся группа или по подгруппам. Что нужно для построения коррекционных дорожек:
Упражнение «Обезьянки» движения по тексту стихотворения Рано утром на полянке так резвятся обезьянки Правой ножкой топ-топ, Левой ножкой топ-топ. Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Развивающие игры с использованием конструктора Лего. Сортировка. Количество воспитанников: вся группа или по подгруппам. Основная задача: Закрепить цвет и размер деталей конструктора Лего. Предложите ребенку побыть строителем. Крупные и большие детали лего складывать в большой самосвал, а маленькие в машину поменьше. Так же небольшой сюжет можно придумать и для сортировки деталей по цвету. Например, полянка с красными цветами и цветами другого цвета. Если ребята играют в группе, то можно предложить устроить маленькое соревнование: кто быстрее найдет 5 деталей синего цвета или, кто быстрее найдет самую маленькую деталь. Что нужно для игры: - Детали конструктора лего разных цветов и разного размера. Определи на ощупь. Количество воспитанников: вся группа или по подгруппам. Основная задача: Закрепить размер и форму деталей конструктора Лего В мешочек складываются разные детали лего. Ребенку можно предложить закрыть глаза или завязать их косынкой. Взрослый просит достать из мешочка деталь, например, кубик 2х2, 2х4, пластину 4х6. Или попробовать нащупать деталь и назвать, какая деталь тебе досталась, не доставая ее из мешочка. Эта игра отлично тренируют мелкую моторику рук и упражняет в счете. Что нужно для игры:
«Тропинки» Количество воспитанников: по подгруппам или индивидуальная работа Основная задача: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним. Что нужно для игры:
«Повтори орнамент» Количество воспитанников: по подгруппам или индивидуальная работа Основная задача: закрепить знание цвета, формы деталей конструктора лего. Развивать логику, абстрактное мышление, усидчивость и внимание, а так же мелкую моторику пальцев рук. Предложить сделать узор на плато для конструктора лего, располагая детали определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т. д. Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.» Можно придумать самим любые задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т. д. Что нужно для игры:
Опыт использования Дети проводят в детском саду большую часть времени. Научными исследованиями последних лет установлено, что состояние здоровья во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса и от условий образовательного учреждения. В наших дошкольных группах, в 2021 году, была разработана и введена в работу дополнительная валеологическая программа, которая была направлена на сохранение и укрепление здоровья детей при помощи различных доступных здоровьесберегающих технологий. Её основная цель: формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни. В наше время нет наиболее известной игры, чем конструктор «LEGO», поэтому на своих занятиях я стала использовать здоровьесберегающие технологии и игротренинги с использованием конструктора, в которые входит леготерапия, легосамомассаж, легоигры. Игротренинги можно использовать в момент динамических пауз и физминуток, а так же в период свободной деятельности детей, во время индивидуальных занятий. За время использования, методика разрабатывалась, дополнялась, а воспитанники проявляли большой интерес и самостоятельность при планирование и решение поставленных задач. Мною были проведены не только семминар-практикум для коллег работающих со мной в одном детском саду, но и несколько мастер классов для родителей моих воспитанников. Практика показывает, что конструктор ЛЕГО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития. Они многофункциональны и предполагают большой диапазон развивающих игр и упражнений. Во время занятий у воспитанников:
Очень важно, что выше перечисленная форма работа имела оздоровительную и познавательную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды в нашей группе были направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в дошкольной группе и содействуют его физическому, духовному и социальному развитию
|