«Профориентация дошкольников как неотъемлемое условие всестороннего и гармонического развития личности» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Чешуина Наталья Равиновна | |||
14.01.2024 14:40 | |||
«Профориентация дошкольников как неотъемлемое условие всестороннего и гармонического развития личности» В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. В своей работе с детьми я использую различные методы обучения и воспитания по формированию представлений о труде взрослых: словесные (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); практические (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых оказались наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений у детей. Все интересное находится с нами рядом, не выходя за пределы детского сада были организованы экскурсии для знакомства с различными профессиями: доктор, плотник, повар, кухонный работник, прачка, младший воспитатель, дворник и т.д. Приглашали в гости библиотекаря, сотрудника МЧС, швею. Так, например, при реализации проектов «Продукты питания», «Посуда» была проведена экскурсия для детей на кухню детского сада, где дети познакомились со спецификой работы поваров и кухонных работников. Сколько было эмоций, когда дети увидели огромные кастрюли, поварешки, разделочные доски другую кухонную утварь, обошли все «кухонные владения» поваров, наблюдали за процессом приготовления фарша для котлет, приготовления супа. После этой экскурсии дети, действительно, оценили труд поваров. Ведь это непросто накормить более 200 детей, которые посещают детский сад. Практически все дети боятся посещать поликлинику, больницу, но каждый ребенок понимает, что, все-таки, без больницы и врачей, мы никак не обойдемся. Таким образом, для детей была организована экскурсия в нашем саду в медицинский блок, где дети смогли поближе познакомиться с инструментами, которые нужны каждому доктору. Дети измерили свой рост, вес, в завершении экскурсии дети получили сладкие витамины для укрепления здоровья. При реализации проекта «Одежда», была приглашена мама, которая по профессии «швея». Она рассказала о своей профессии, продемонстрировала инструменты, которыми пользуется в своей работе. Дети с удовольствием наблюдали за процессом шитья на швейной машинке, рассматривали различную ткань, предлагали свои варианты, что можно сшить из той или иной ткани. Затем дети попробовали себя в роли модельеров, выбирали самостоятельно ткань, и делали выкройки для своих «бумажных моделей». Каждый ребенок принес из дома кусочки ткани, из которых в дальнейшем была сшита книжка. Теперь она применяется как средство для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Дети в рамках этого проекта посетили прачку, понаблюдали за процессом стирки и глажения постельного белья и полотенец. При реализации проекта «Мебель» мы посетили маленький, но очень богатый различными гайками, шурупами, гвоздями и различными другими инструментами кабинет нашего плотника. Здесь, на удивление, заинтересованы были не только мальчики, но и девочки, которые с огромным любопытством, интересом разглядывали «волшебные инструменты». Нелегка работа и младшего воспитателя, дети с удовольствием по своей инициативе оказывают ему помощь: помогают накрывать на стол, убирать посуду после приема пищи, протирать листочки у цветов, поливать их, рыхлить землю. Отрадно смотреть, как дети с удовольствием выполняют трудовые поручения, и хочется подчеркнуть, САМИ ПРОЯВЛЯЮТ ИНИЦИАТИВУ. Посещение библиотеки стало детей также очень интересным событием. Библиотекарь познакомил детей со своей профессией. Дети с удовольствием рассматривали различные книжки и журналы. Будущим читателям представили самую маленькую и самую большую книжку, которые можно взять в библиотеке для чтения домой. Были и необычные книги, например, непромокаемые, с которыми можно купаться, и при этом меняющие свой цвет при взаимодействии с водой, книжки-пазлы, книжки-раскраски, книжки-панорамы, книжки с театром внутри. Дети совершили экскурсию в пожарную часть, где познакомились с современной пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой пожарного, дыхательными аппаратами, посетили комнату диспетчера. В ходе реализации проекта «Яркие краски радуги», целью которого являлось создание условий для расширения представлений детей о профессиях, в процессе создания мини парка «Яркие краски Радуги» на территории детского сада, дети расширили свои представления о различных профессиях, которые создают красоту вокруг нас: художники, дизайнеры ландшафта, флористы, но и попробовали себя в их роли. Дети оценили труд людей, которые занимаются озеленением нашего поселка, стали бережнее относиться к окружающей природе. После экскурсий дети закрепляют свои знания по различным профессиям в центрах игровой активности, с удовольствием играют роль продавца, доктора, строителя, повара, прачки, воспитателя, учителя, парикмахера, полицейского, пожарного, артиста, актера, библиотекаря и т.д. Все эти центры снабжены определенной атрибутикой. Также организуются виртуальные экскурсии, просмотр познавательных фильмов о различных профессиях, из которых дети узнают много нового и интересного. Таким образом, главная цель ранней профориентации детей — это развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии, и. наконец, происходит всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
|