Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие сенсомоторных навыков и предпосылок общения у детей с РАС посредством развивающего пособия «Прозрачный мольберт»
Развивающие занятия
Автор: Павлова Ольга Андреевна   
14.01.2024 14:17

«Развитие сенсомоторных навыков и предпосылок общения у детей с РАС посредством развивающего пособия «Прозрачный мольберт»«Развитие сенсомоторных навыков и предпосылок общения у детей с РАС посредством развивающего пособия «Прозрачный мольберт»

Вопрос о коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с РАС в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии. Значительное место среди этих детей занимают дети с РАС, причем их численность год от года существенно растет.

Расстройства аутистического спектра – это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.

Категория детей с РАС изучалась отечественными и зарубежными исследователями (В. М. Башиной, С. А. Морозовым, Л. Каннер, М. Раттер и др.). Термин РАС является наиболее общим для категории детей с аутистическим дизонтогенезом и объединяет в себе как классические варианты аутизма, так и более лёгкие аутистические нарушения.

В работе с детьми с РАС особое внимание уделяют расширению поведенческого репертуара, развитию интересов и формированию коммуникативных навыков.

 

Помимо этого выявляется отставание в развитии тонкой моторики. У таких детей страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Уровень физического и моторного развития ниже возрастной нормы. Слабо сформированы или вообще не сформированы навыки самообслуживания.

Включение прозрачного мольберта в коррекционно-развивающие занятия с детьми с РАС стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.

Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на снятие тревожности, на коррекцию и развитие психических процессов воспитанников, на развитие мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с РАС.

Занятия проводятся как в индивидуальных, так и в малых подгруппах с воспитанниками.

Это инновационное пособие помогает:

  • создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми
  • эмоциональному раскрепощению детей (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами)
  • расширению сенсорного опыта детей
  • развитию пространственных представлений, межполушарному взаимодействию.

Таким образом, спектр возможностей применения этого методического пособия в профессиональной деятельности достаточно широк.

Прозрачный мольберт изготовлен из дерева, стекла из оргстекла съемные. Стекла с отверстиями под шнурки в виде контуров фигур: круг, квадрат, треугольник.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием «Прозрачного мольберта»

"Прозрачный мольберт» – прекрасный дидактический материал для развития пространственного мышления, логики. Это игровая деятельность на стекле, которая является хорошим способом самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Играя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт.

Примеры игровых заданий и упражнений.

Игра «Соедини по точкам»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.

Ход: Детям, играющим в паре, предлагается провести шнурок через отверстия на стекле и назвать геометрическую фигуру.

Упражнение «Лабиринты»

Задачи: Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве. Обучать определять направления движения объектов.

Ход: Детям в паре предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт из отверстий по всей поверхности стекла).

Упражнение «Кто скорее «нарисует» шнурком фигуру по контуру»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Формирование умения взаимодействовать в паре с товарищем.

Ход: Двум парам детейпредлагается контур из отверстий на стекле, изображающий какой-либо предмет. Дети в паре выполняют игровое упражнение на скорость.

Упражнение «Заштрихуй фигуру»

Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз и др.)

Ход: Дети в паре с помощью шнурка заштриховывают фигуру.

Игры и упражнения по созданным игровым ситуациям.

Игровое упражнение «Солнышко»

Задачи: Развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.

Ход: Дети в паре шнурком обводят контур круга и желтым маркером дорисовывают лучи солнца.

Игровое упражнение: «Цыпленок»

Задачи: Развитие навыков сотрудничества, воображения. Умение продевать шнурок в отверстия в заданном направлении.

Ход: Перед детьми на прозрачном мольберте цыпленок с контуром кругу-туловища из отверстий. Дети продевают шнурок в отверстия по кругу друг другу.

Игровое упражнение: «Будка для собаки»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Формирование умения взаимодействовать в паре с товарищем.

Ход: Перед детьми на стекле контур квадрата и крыша (треугольник из цветного картона). У мольберта стоит игрушка-собака. Дети в паре друг с другом продевают шнурок в отверстия, «рисуя» контур квадрата.

Игровое упражнение: «Снежный ком»

Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации. Обучать взаимодействию в паре.

Ход: На снежной поляне играем,

Снежный ком катаем.

Перед мольбертом картинка с изображением ребенка со снежным комом. На стекле силуэт круга из отверстий. Дети, продевая шнурок друг другу, «рисуют» контур круга.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год