«Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кобзарева Кристина Аркадьевна | |||
04.01.2024 15:18 | |||
«Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность описанного в статье исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания. Статья описывает особенности развития произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста, анализ диагностических методов изучения произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В статье проанализированы результаты применения программы, направленной на развитие внимания старших дошкольников. Материалы статьи представляют подтверждение гипотезы в процессе исследования о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, материалы статьи имеют практическое значение для педагогов дошкольных учреждений.
Важно отметить и роль второй сигнальной системы в формировании произвольного внимания, так как способность усвоения речевых инструкций, следования им свидетельствует о развитии навыка целенаправленной и волевой деятельности. Реализация этой задачи во многом отведена деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на доказанную эффективность воспитательного воздействия в развитии механизмов внимания, анализ некоторых учёных (Г. М. Угарова, А.М. Прихожан, Н.В. Репина и т.д.) свидетельствует о наличии существенных недостатков при сопровождении деятельности по формированию произвольного внимания у старших дошкольников. [3] Эта проблема является предметом изучения многих признанных ученых на протяжении длительного времени, среди которых Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др. [4] Между тем, несмотря на обилие теоретических работ, посвящённых указанной проблематике, можно отметить недостаток исследований, направленных на разработку практической организации взаимодействия с дошкольниками по формированию их произвольного внимания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания. Проблема исследования сопряжена с обнаружением психолого-педагогических и методических условий, необходимых для эффективного развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является исследование специфики формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования — специфика развития произвольного внимания старших дошкольников. В процессе исследования выдвинута гипотеза о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в рамках проведённого исследования реализован эксперимент по внедрению и апробированию авторской программы развития произвольного внимания среди старших дошкольников, в ходе которого осуществлены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Выборка: в исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы детского образовательного учреждения МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек. В целях проверки выдвинутой гипотезы о наличии прямой взаимосвязи между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, для проведения исследования отобрано 24 воспитанника подготовительной группы МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте от 5 до 6 лет, которые разделены на две равные группы (экспериментальная и контрольная). Эффективность использования коррекционной программы проверена в ходе ее реализации в экспериментальной группе. Целью настоящего эксперимента является определение уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста в целом и отдельных его свойств для его дальнейшей коррекции путем применения коррекционно-развивающей программы и проведение сравнительного анализа данных по окончании для оценки эффективности игровой деятельности. Исходя из целей исследования определены следующие этапы его проведения. На первом этапе проведён констатирующий эксперимент, направленный на определение текущего состояния развития внимания дошкольников. Следом организован формирующий эксперимент, целью которого является разработка и внедрение программы, направленной на коррекцию развития отдельных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем проведён контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлена повторная оценка развития свойств внимания дошкольников. На завершающем этапе проведена обработка полученных результатов, дана их оценка, сформулированы итоги эксперимента. В ходе исследования измерялись такие свойства внимания, как объём, распределение, устойчивость и продуктивность, для чего использованы следующие диагностические методики. В целях оценки объема произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста применена диагностика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки». Для оценки продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста использована методика Б. Бурдона «Корректурная проба». В целях изучения распределения и переключения внимания старших дошкольников использована диагностика Р.С. Немова «Проставь значки». Кроме того, в рамках настоящего исследования проведена оценка слухового внимания, для чего применена диагностика «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина.
|