Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание условий для развития детей раннего возраста»
Развивающие занятия
Автор: Кириченко Ирина Ивановна   
31.10.2023 08:06

«Создание условий для развития детей раннего возраста»«Создание условий для развития детей раннего возраста»

Кириченко Ирина Ивановна, заведующий МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик»

В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особому направлению развития системы дошкольного образования».

В нашем дошкольном учреждении система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным элементом. Модель дошкольного образования для детей раннего возраста включает: группы полного дня, группы кратковременного пребывания, служба ранней помощи, консультативный пункт.

 

Скачать конспект

Для реализации задач по созданию условий развития детей раннего возраста необходимо выполнении трех взаимосвязанных компонентов:

  1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов и родителей;
  2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;
  3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

В нашем дошкольном учреждении в соответствии с Уставом функционирует 3 группы от 1,6 лет, накопленный опыт работы позволяет совершенствовать методы и формы работы с детьми раннего возраста. Специфика работы отражается в режиме дня, организации образовательной деятельности, питания,

Современные требования в предоставлении дошкольного образования детям младенческого и раннего возраста ставит задачи обновления и внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования — детский сад полного дня — пришли новые вариативные формы: группы кратковременного пребывания, служба ранней помощи.

Согласно действующему федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, вариативные формы образования -это современные модули, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг.

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста достигает несколько целей одновременно, но главная из них — это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями и запросами общества.

Группы кратковременного пребывания (далее ГКП) «Капелька», «Ромашка» — вариативная форма дошкольного образования, реализующие программы дошкольного образования (от 1года 6 месяцев до 3 лет). Данные группы созданы для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации. Одной из приоритетных задач групп кратковременного пребывания общеразвивающей направленности это – адаптация детей.

Группы функционируют без организации сна 5 раз в неделю с 3,5 часовым пребыванием. Списочный состав каждой группы 10-15 детей. Для групп имеется отдельное помещение. В группах создана уютная, комфортная и теплая обстановка и для воспитанников, что обеспечивает создание позитивных условий для развития воспитанников и общения с родителями. Пространство группы организовано в виде разграниченных зон ( «центры», «уголки»), оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет нашим воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Сокращенное по времени пребывание в дошкольном образовательном учреждении обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами), что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей.

За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

В условиях кратковременного пребывания детей в учреждении тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов. Родители систематически пользуются литературой библиотеки детского сада. Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.

Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.

Результаты работы адаптационной группы кратковременного пребывания благоприятно отразились на педагогическом коллективе учреждения. Повысился авторитет детского сада среди родителей, педагоги обеспечивают качественную подготовку детей к посещению учреждения на полный день. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.

Таким образом, организация групп кратковременного пребывания дает возможность детям, не посещающим учреждения, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников. Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества учреждения с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов. Повышенный спрос на ГКП связан с увеличением значимости дошкольного образования в муниципальных учреждениях в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства.

Служба ранней помощи (СРП) создана для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. СРП в нашем учреждении создана в 2016году.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Модель оказания помощи детям и родителям включает три направления: диагностическое, психолого-педагогическое, консультативное.

Консультативная помощь:

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации.

Темы консультирования: развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте; индивидуальные особенности развития ребёнка; задачи, направления и средства развивающего взаимодействия взрослых с ребёнком; информация об услугах оказываемых детям раннего возраста специалистами Службы; информация о других, внешних учреждений и служб.

Тематика консультативной помощи определяется с учетом запросов родителей (анкетирование). С целью повышения педагогических знаний родительской общественности проводятся разнообразные мероприятия: тренинги, диспуты, мастер-классы, экскурсии и т.д. в рамках реализации программы функционирования Службы.

Диагностическая помощь:

Формы диагностики — педагогическая и психологическая.

Педагогическая диагностика – по запросам родителей, для определения отставания или опережения в развитии дети. Психологическая диагностика развития ребёнка помимо решения собственных задач позволяет определить степень обоснованности жалоб родителей. Психологическая помощь родителям и детям осуществляется во всех случаях и содержание ее различно.

Психолого-педагогическая помощь:

Это комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста, развитие его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром.

Содержание развивающей работы определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

Организация деятельности в учреждение по оказанию помощи родителям детей дошкольного возраста строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателей, педагога — психолога, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. Объединение всех специалистов направлено не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка в коррекционно-развивающий процесс.

Педагог-психолог проводит совместные занятия с детьми и родителями, направленные на обогащение чувственного опыта детей, на обучение родителей общению с ребенком, на создание благоприятной эмоциональной атмосферы между родителем и ребенком. Проводит работу по диагностике развития, психологического состояния каждого ребенка, его эмоционального благополучия. Комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий включает: тренинги по развитию мелкой моторики, развитию эмоциональной сферы.

Учитель-логопед осуществляет диагностику речевого развития, при необходимости по запросу родителей проводит занятия, направленные на расширение предметного словаря, на обучение родителей артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, на обучение звукоподражанию, развитие слухового внимания и общую артикуляционную моторику.

Инструктор по физической культуре – создает условия, побуждающие детей раннего возраста к двигательной активности, развивает интерес к участию в подвижных играх физических упражнениях, не только детей, но и родителей. Проводит работу по физическому развитию детей, двигательной активности, средствами игровой деятельности. В работе с детьми с ОВЗ использует современные технологии: хождение по дорожке «Здоровье», пальчиковая гимнастика, точечный массаж, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. На занятиях с детьми раннего возраста использует разнообразный спортивный инвентарь.

Организация деятельности в учреждение по оказанию помощи родителям детей дошкольного возраста строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателей, педагога — психолога, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. Объединение всех специалистов направлено не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка в коррекционно-развивающий процесс.

Вся деятельность с каждым ребенком и родителями осуществляется в рамках индивидуального маршрута. Психолого–педагогическое просвещение родителей отражается в индивидуальной карте.

Расписание занятий, продолжительность которых составляет не более часа, устанавливается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и запросов родителей. Работу с подгруппой детей раннего возраста и родителями могут организовать несколько специалистов одновременно. Индивидуальная работа с ребенком проводиться в присутствии родителей (законных представителей).

Ежегодно возрастает количество родителей (законных представителей) детей в возрасте от 0 до 1,5 лет, в т.ч. с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми особыми образовательными потребностями, обращающихся за помощью к специалистам службы.

Целевые группы детей, посещающие Службу ранней помощи:

  • дети в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе не посещающие дошкольное учреждение;
  • дети – инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дети из социально опасных семей;
  • семьи, в которых воспитываются дети раннего возраста.

Одно из направлений деятельности является повышение квалификации педагогов. Современные условия непрерывного повышения квалификации педагогических работников с использованием современных форм, в том числе с использованием ресурсов Интернет позволили педагогам учреждения повысить уровень профессиональной компетентности в сфере семейной педагогики и психологии.

Информирование родителей систематически осуществляется через официальный сайт дошкольного учреждения http: //saydou10. ru, где родители могут ознакомиться с деятельностью дошкольного учреждения. Используя электронную почту, родители могут задать вопрос специалистам учреждения. Для родителей выпускаются памятки, брошюрки, буклеты на разные тематики по вопросам развития, воспитания, укрепления здоровья детей, на развитие педагогической компетентности родителей.

В заключении можно сказать, что результатом работы с детьми раннего возраста, в первую очередь помогает стимулировать развитие ребенка, а также способствует взаимодействию ребенка с родителями, окружающим миром и установлению партнерских отношений между родителями и дошкольным учреждением.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год