«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Антипова Юлия Александровна | |||
17.10.2023 14:01 | |||
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К.Д. Ушинский. Актуальность: Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, что всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними. Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные методы и приемы дляразвитие памяти детей младшего дошкольного возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась с эйдетикой.
Эйдетика ( «эйдос» в переводе с греческого – «образ, фотографическая память») — особый характер памяти преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ также входят образы восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные). Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит, родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ. Следовательно, если дети мыслят образно, нам необходимо этим пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда. Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Вся работа велась в трех направлениях:
Использование эйдетики как метода развития памяти у детей, открыл для меня огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием эйдетики всегда проходили интересно не только для детей, но и для меня. Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. - это «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также индивидуально. - «Запомни движение» Детям показывался на экране различные движения в сопровождении музыки. Дети должны были запомнить движение и повторить далее самостоятельно. - «Запомни слова». В данном занятии создавала картотеку с картинками Дети хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок. - «Что изменилось» В данном занятии поставила на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики. Попросила ребенка назвать каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого переставила фигуры. Задача малыша — угадать, где какая фигура находится, как изменился расположение фигур. - «Что исчезло» - «Что так звучит» Игра проводилась с применением музыкальных инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать что так звучит и это чей голос. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.) 3. Работа с родителями
- по составлению таблиц, схем. - по заучиванию стихотворений, текстов. - использование метода эйдетики в доме, составление мнемотаблиц. 3. Консультации для родителей: - «Эйдетики – понятие и особенности метода эйдетики» - «Необходимость применение эйдетики» Подведение итогов самообразования 1. Углублен уровень теоретических и практических знаний; У детей:
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности. Я продолжу работу по данной теме и надеюсь, что это поможет детям в дальнейшем (например, в школе). Антипова Юлия Александровна Воспитатель 1 квалификационной категории
|