«Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Громова Ольга Алексеевна | |||
23.10.2023 21:42 | |||
«Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста» Громова О.А., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Маленькая страна». При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматического строя — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. В этом нам помогут игры, которые могут использовать не только специалисты, но и родители, закрепляя речевые навыки в домашних условиях. «Назови одним словом» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход: взрослый называет видовые понятия, а ребёнок – обобщающие слова. Взрослый: -Дети. Огурец, помидор, картофель. -Овощи. Автобус, троллейбус, трамвай — транспорт. Вариант 2. Ход: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Взрослый: -Дети. Овощ – картофель. Мебель — шкаф. Птица — ворона. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: взрослый бросает мяч, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, нос — носы. «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице. «Весёлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «три», «пять». Например: Один стол, три стола, пять столов. Один журавль, три журавля, пять журавлей. «Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: взрослый, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской Корова – телёнком. Рубашка – тканью. Взрослый – ребёнком. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: Вариант 1. Бросаем мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить, как то или иное животное подаёт голос. Например, корова мычит. Тигр рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает. Вариант 2. Бросаем мяч и спрашиваем: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросаямяч, задаём вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Взрослый: – Ребёнок. Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. Вариант 2. Взрослый: – Ребёнок. Где живёт медведь? -В берлоге. Где живёт волк? -В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Взрослый: -Ребёнок: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…) «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Взрослый: — Ребёнок. Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги. «Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например, горячий-холодный, хороший-плохой, зима — лето, весело-грустно, работать — отдыхать и т.д. «Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха-меховые. Ваза из хрусталя-хрустальная. Суп из гороха — гороховый. «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: — Ребёнок: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива. «Чья голова, хвост, лапы?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья. «Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: взрослый, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…).
|