Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Развивающие занятия
Автор: Бахта Татьяна Викторовна   
23.10.2023 21:31

«Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью»«Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Бахта Татьяна Викторовна, воспитатель, ГБДОУ"Детскийсад№49комбинированноговида", Невского района, г.Санкт — Петербурга 2023 год

«Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»... Н.К. Крупская

Аннотация. Данная статья раскрывает целесообразность, эффективность использования дидактических игр и упражнений в формировании культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Путем каждодневного взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе игры, также в процессе коррекционно- развивающих занятий можно добиться положительных результатов.

Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, дидактические игры, дидактические упражнения, интеллект, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальные нарушения.

В настоящее время актуальной становится проблема оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающих сверстников. Очень важно приспособить таких детей к жизни, развивать у них познавательные процессы, эмоционально- волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием.

 

Скачать конспект

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухаживания за своим телом, культуры еды,

бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей — обстановке. Из-за особенностей — познавательного и интеллектуального развития детей этой категории культурно — гигиенические навыки самообслуживания формируются с болышим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно- развивающую работу в этом направлении.

В совместной работе с детьми с ОВЗ я убедилась, что таким детям доступно посильное самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, уход за растениями, различные формы дежурства). Также как нормально развивающие дети, они способны принимать участие в общественно-полезном труде совместно со взрослыми. Воспитание таких детей происходит в «бытовой» деятельности: в процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основным методом формирования культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые умения. Однако эти занятия имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым они принципиально отличаются от игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то умения, овладевают навыками работы с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Таким образом, дидактические игры и упражнения дают положительные результаты. Включая дидактическую игру в педагогический процесс, очень важно отобратьте из них, которые доступны для детей. Игра вырабатывает усидчивость, самостоятельность, влияет на развитие таких психических процессов как: внимание, память, мышление.

Наблюдая за детьми, хочу отметить, что в играх с куклами у дошкольников также формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества: заботливое отношение к партнеру по игре (кукле), которое переносится затем насверстников.

Чтобы научить малыша мыть руки, нужно предварительно рассмотреть с ним сюжетные и предметные картинки с изображением используемых элементов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце, кран с водой). Важно использовать игры с водой и мыльными пузырями. После формирования положительного отношения к гигиеническим навыкам в процессе дидактических игр, можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов. При этом ребенок должен овладеть рядом по следовательских действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставитьруки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницу, растереть мыло круговыми движениями, подставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытереть руки насухо полотенцем, повесить полотенце.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании

от микропроцесса (снять носки, надеть колготки....) до целостного процесса.

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики, для застегивания, шнуровании, завязывания успешно воспринимаются детьми. Также по работе с детьми в своей работе по привитию КГН и навыков самообслуживания широко использую алгоритмы действия (мытья рук, сервировка стола, одевания и. п.). Сначала дети игнорировали данные схемы, но постепенно они стали сопоставлять свои действия с изображением. Рассматривая и изучая эти алгоритмы, предлагала детям игру «Что сначала, что потом». Аналогические приемы постоянно применяю в других режимных моментах. Например: при утреннем умывании, одевания и раздевания. При этом важно поддерживать усилия ребенка, вовремя помогать, подчеркивать осуществленной работы: «Мы ловкие и смелые быстро убираем игрушки на свои места и пойдем гулять», «Молодец, правильно выполнил задание. У тебя все

получилось...».

В качестве основных средств развития навыков самообслуживания предлагаю использовать следующие игры:

«Готовим обед для куклы» Цель: совершенствовать умение детей различать продукты питания; определять из чего приготовлены блюда, закреплять навыки дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

«Вымой кукле руки» Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

«Мыльные перчатки. Пузырьки» Цель: совершенствовать умение детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развивать вдох и выдох, целенаправленной воздушной струей.

«Подбери куклам одежду» Цель: совершенствовать умение называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

«День рождения» Цель: совершенствовать правила культурного

поведения в гостях, умение поздравлять друг -друга.

«Волшебный шнурок» Цель: развивать мелкую моторику руки; учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

«Найди пару» Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правой.

«Посади цветочки на лужок» Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки и др.

Так же в работе целесообразно использую стихи и потешки в процессе режимных моментов. Например, потешки:

1. «Ладушки, ладушки, с мылом моем

лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

2. «Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода.

Выходи, водица,

Можно прочитать произведения К. Чуковского «Федорино — горе», «Мойдодыр», Л. Воронковой «Маша растеряша», А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление КГН и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Важную роль в процессе формирования данных навыков, играют родители детей. Они должны в домашних условиях закреплять умения, приобретенные детьми в условиях дошкольного учреждения. Только такая целенаправленная работа позволит снизить зависимость дошкольников от окружающих людей, содействует укреплению его уверенности в своих силах,

создает предпосылки для обучения другим видам деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — №11. 2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. — СПб., 2009. Os Граборов А.Н. Основы Олигофренопедагогики / авторы составители

В. Г. Петрова, Т. В. Швырева. — М., 2005.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год