«Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Бахта Татьяна Викторовна | |||
23.10.2023 21:31 | |||
«Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью» Бахта Татьяна Викторовна, воспитатель, ГБДОУ"Детскийсад№49комбинированноговида", Невского района, г.Санкт — Петербурга 2023 год «Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»... Н.К. Крупская Аннотация. Данная статья раскрывает целесообразность, эффективность использования дидактических игр и упражнений в формировании культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Путем каждодневного взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе игры, также в процессе коррекционно- развивающих занятий можно добиться положительных результатов. Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, дидактические игры, дидактические упражнения, интеллект, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальные нарушения. В настоящее время актуальной становится проблема оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающих сверстников. Очень важно приспособить таких детей к жизни, развивать у них познавательные процессы, эмоционально- волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухаживания за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей — обстановке. Из-за особенностей — познавательного и интеллектуального развития детей этой категории культурно — гигиенические навыки самообслуживания формируются с болышим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно- развивающую работу в этом направлении. В совместной работе с детьми с ОВЗ я убедилась, что таким детям доступно посильное самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, уход за растениями, различные формы дежурства). Также как нормально развивающие дети, они способны принимать участие в общественно-полезном труде совместно со взрослыми. Воспитание таких детей происходит в «бытовой» деятельности: в процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основным методом формирования культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые умения. Однако эти занятия имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым они принципиально отличаются от игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то умения, овладевают навыками работы с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Таким образом, дидактические игры и упражнения дают положительные результаты. Включая дидактическую игру в педагогический процесс, очень важно отобратьте из них, которые доступны для детей. Игра вырабатывает усидчивость, самостоятельность, влияет на развитие таких психических процессов как: внимание, память, мышление. Наблюдая за детьми, хочу отметить, что в играх с куклами у дошкольников также формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества: заботливое отношение к партнеру по игре (кукле), которое переносится затем насверстников. Чтобы научить малыша мыть руки, нужно предварительно рассмотреть с ним сюжетные и предметные картинки с изображением используемых элементов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце, кран с водой). Важно использовать игры с водой и мыльными пузырями. После формирования положительного отношения к гигиеническим навыкам в процессе дидактических игр, можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов. При этом ребенок должен овладеть рядом по следовательских действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставитьруки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницу, растереть мыло круговыми движениями, подставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытереть руки насухо полотенцем, повесить полотенце. При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять носки, надеть колготки....) до целостного процесса. Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики, для застегивания, шнуровании, завязывания успешно воспринимаются детьми. Также по работе с детьми в своей работе по привитию КГН и навыков самообслуживания широко использую алгоритмы действия (мытья рук, сервировка стола, одевания и. п.). Сначала дети игнорировали данные схемы, но постепенно они стали сопоставлять свои действия с изображением. Рассматривая и изучая эти алгоритмы, предлагала детям игру «Что сначала, что потом». Аналогические приемы постоянно применяю в других режимных моментах. Например: при утреннем умывании, одевания и раздевания. При этом важно поддерживать усилия ребенка, вовремя помогать, подчеркивать осуществленной работы: «Мы ловкие и смелые быстро убираем игрушки на свои места и пойдем гулять», «Молодец, правильно выполнил задание. У тебя все получилось...». В качестве основных средств развития навыков самообслуживания предлагаю использовать следующие игры: «Готовим обед для куклы» Цель: совершенствовать умение детей различать продукты питания; определять из чего приготовлены блюда, закреплять навыки дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды. «Вымой кукле руки» Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение. «Мыльные перчатки. Пузырьки» Цель: совершенствовать умение детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развивать вдох и выдох, целенаправленной воздушной струей. «Подбери куклам одежду» Цель: совершенствовать умение называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. «День рождения» Цель: совершенствовать правила культурного поведения в гостях, умение поздравлять друг -друга. «Волшебный шнурок» Цель: развивать мелкую моторику руки; учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке. «Найди пару» Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правой. «Посади цветочки на лужок» Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки и др. Так же в работе целесообразно использую стихи и потешки в процессе режимных моментов. Например, потешки: 1. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! 2. «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода. Выходи, водица, Можно прочитать произведения К. Чуковского «Федорино — горе», «Мойдодыр», Л. Воронковой «Маша растеряша», А. Барто «Девочка чумазая» и др. Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление КГН и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Важную роль в процессе формирования данных навыков, играют родители детей. Они должны в домашних условиях закреплять умения, приобретенные детьми в условиях дошкольного учреждения. Только такая целенаправленная работа позволит снизить зависимость дошкольников от окружающих людей, содействует укреплению его уверенности в своих силах, создает предпосылки для обучения другим видам деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — №11. 2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. — СПб., 2009. Os Граборов А.Н. Основы Олигофренопедагогики / авторы составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева. — М., 2005.
|