ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кокорева Юлия Дмитриевна Мальцева Ирина Валентиновна | |||
28.09.2023 20:49 | |||
ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛОГИЧЕСКИМ БЛОКАМ ДЬЕНЕША ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОКОРЕВОЙ Ю.Д., МАЛЬЦЕВОЙ И.В. Игры с блоками Дьенеша знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических представлений. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог ЗолтанДьенеш. Игры с блоками Дьенеша на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических преставлений и начальных знаний по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия, например: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Знакомство с логическими блоками Дьенеша Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. У игр и упражнений есть четыре варианта сложности:
С чего же начать? Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу — от простого к сложному. Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнятся в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. 3 этап «Игровой» Когда знакомство и обследование произошло, предлогаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д., поясняю, комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками. (показ брошюры из комплекта к блокам) 4 Этап «Сравнение» Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?» Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг». «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» — «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой». «Правильно, и по величине они разные». Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина. 5 этап «Поисковый» На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству, по форме. Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например — синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, — синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот. 6 этап «Знакомство с символами» На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками. Загадки без слов (кодирование). Объясняем детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра). Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра). Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры. И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры. Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок. 7 этап «Соревновательный» Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры. 8 этап «Отрицание» На этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест — накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д. Показ — карточек Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» — означает «большой». Сначала можно ввести один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» — какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не». Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета. Уважаемые коллеги, работая с блоками мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно, поэтому используйте элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д Примерные логические игры с блоками:
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. Затем задания с карточками постепенно усложняются. Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого, детей в процессе познавательной деятельности. Литература:
|