«Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Жалимова Галина Владимировна | |||
05.09.2023 13:10 | |||
«Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст самый продуктивный для развития психики детей. В этот период ребенок делает большой скачок в психическом развитии. Благодаря действиям с предметами ребенок накопил опыт, словарный запас, он начинает осваивать окружающий мир, в процессе этого освоения у ребёнка формируется восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие -то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него. Виды восприятия:
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения художественной литературы, музыки, занятий спортом.
Все эти виды активности наполнены игрой. В игре ребёнок активно познаёт воспринятую информацию. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Большое значение в работе с младшим дошкольным возрастом я уделяю сенсорным играм. Игра позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития- научить детей воспринимать предметы, чётко различать их многочисленные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) Дети младшего возраста очень любят играть, поэтому в своей работе стараюсь использовать дидактические игры в разных видах деятельности. Малыши легче осваивают материал, учатся сравнивать, различать, обобщать, сопоставлять. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного восприятия детей. Этому необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня зависит способность к обучению в дальнейшем. Часто используемые мной дидактические игры на восприятие формы, цвета, величины, пространства дают отличный результат в становлении развития ребёнка. Игры для развития цветового восприятия: «Собери капельки в стакан» (3-4 года) Разложить перед ребёнком цветные кружочки разного цвета. Попросить его собрать капельки в стакан, но перед этим положить в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «Сюда положу капельку красного цвета, а сюда синего. А сюда капельку зелёного цвета. Наберём целый стакан одинаковых капелек. В игре можно менять цвета, но каждый раз перед ребёнком нужно раскладывать только три цвета капелек. «Сложи радугу» (3-4 года) Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другуюполовинку дайте собрать ребёнку. Назовите цвета. Попросите показать полоски нужного цвета. Когда ребёнок будет собирать радугу по вашему образцу, спрашивайте его: «Какой это цвет?» И если он не ответил, отвечайте сами. Не добивайтесь сразу называния. Важно, чтобы он на вашу просьбу давал нужный цвет. «Нарисуй красками» (3-4 года) Попросите ребёнка нарисовать: разноцветную радугу. Жёлтое солнышко. Синее море. Зелёную травку. Голубой дождик. Белый снег. Жёлтых цыплят. Цветочки на лугу разного цвета. Раскрась воздушные шарики в разные цвета. Раскрась воду в стаканчике. Игры для развития восприятия формы: «Спрятались от дождика?» (3-4 года) Для игры вырезываются геометрические фигуры. Положить под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребёнка спрятать под зонтик все вырезанные фигуры. Все одинаковые фигуры спрятались вместе под один зонтик. «Сортировка фигурок» (3-4 года) Детям предлагается рассортировать картонные геометрические фигурки по форме. Сначала предложить для сортировки фигурки, которые отличаются только формой. А затем по величине и одинаковые по цвету. Игры для развития восприятия величины: «Семья» (3-4 года) Дайте ребёнку игрушки разных размеров: три разных по величине грибочка, три рыбки, три птички. В каждой семье есть папа, мама и сыночек. Дайте три коробочки или блюдечка. Папа пошёл на работу, покажите, как грибочек идёт к коробочке. Папа-рыбка тоже пошёл на работу. Папа -птичка пошёл на работу. Все большие игрушки собрались в одной коробочке. А мамы пошли в магазин. Покажите другую коробочку. Ребёнок сам положит туда игрушки поменьше. А самые маленькие- детишки-пошли в садик. Это третья коробочка. «Собери большие игрушки» (3-4 года) Попросите детей в одну коробку собрать все большие игрушки: кубики, колечки, грибочки, рыбок. А в другую коробку все самые маленькие игрушки. Маленькие игрушки катаются в автобусе. А большие игрушки поехали в машине на работу. «Выбери пуговки» (3-4 года) Вместе с ребёнком разберите пуговки на кучки: самые большие, самые маленькие. Рассматривайте вместе с ним размеры, сравнивайте: «Куда подходит лучше пуговка, куда её положить?»
|