Развитие логического мышления и воображения дошкольников |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гуцул Вера Филимоновна | |||
20.07.2023 19:27 | |||
Развитие логического мышления и воображения дошкольников Гуцул Вера Филимоновна, учитель начальных классов ГУ ТЛ им. П.Мовилэ, доктор педагогических наук, г. Кишинев, Молдова Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Родители все чаще думают о том, что пройдет еще немного времени и их ребенку пора идти в школу. Конечно, хочется как можно лучше подготовить ребенка к этому серьезному событию. Не нужно стремиться раньше времени «втискивать» в ребенка школьную премудрость, ведь перед ним – вся жизнь. А она будет многоплановой, сложной, в ней встретятся неожиданные ситуации и крутые повороты. Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение целенаправленно и последовательно двигаться к поставленной цели.
Любознательность, развитое мышление, воображение и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать, их и надо развивать в ребенке в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть даже и невозможно, достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа. Намного лучше организовать игры-занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными, но не утомительными. Задания должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, но акцент должен быть сделан на обучение плановому и последовательному выполнению намеченного, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь, поэтому среди игр, адресованных детям этого возраста, должно быть много словесных. Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть самостоятельным и активным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки. Задания и игры для развития логического мышления и воображения. 1. Игра «Классификация» Эта методика выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале. Инструкция: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.
Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди это четвертое слово. Например: песня: композитор = самолет: конструктор. Задания: 1) школа: обучение = больница:? а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной. 2) лес: деревья = библиотека:? а) здание б) библиотекарь в) театр г) книги д) город. 3) бежать: стоять = кричать:? а) ползать б) шуметь в) звать г)молчать д) плакать 4) волк: пасть = птица:? а) воздух б) клюв в) пение г) яйцо д) соловей. 3. Игра «Узнай предмет по заданным признакам». 1) Назови предмет, про который можно сказать: а) белый, сладкий, твердый; б) желтый, кислый, продолговатый; в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся. 2) Кто или что может быть: а) высоким или низким; б) холодным или горячим; в) коротким или длинным; г) твердым или жидким. 3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них: а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) 4) Какому времени года соответствует следующее описание? а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы. б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет. 4. Игра «Раздели на группы». Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку. 1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. – Назови ягоды. – Назови фрукты. 2) Название мебели. Название посуды. Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля. 3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов: а) грабли, лопата – это… б) стол, диван – это… в) кукла, кубики – это… г) корова, коза – это… д) волк, лиса – это… е) картофель, свекла – это… ж) куртка, пальто – это… з) зима, осень – это… и) туфли, сапоги – это … к) апельсин, лимон – это … 4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях: а) Чашка – это посуда для … б) Масленка – это посуда для … в) Конура – это дом для … г) Берлога – это дом для … д) Яблоня – это дерево … е) Пылесос – это … для … ж) … – это дом для пчел з) … – это посуда для хлеба и) Ручка – это предмет, которым … к) … – это человек, который водит машину. В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений. 5. Что плавает, что тонет? Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод. 6. Чудесные превращения. Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши. Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д. Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность. 7. Бывает – не бывает. Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее. В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей. Список литературы:
|