Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Арт- технологии как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет
Развивающие занятия
Автор: Закирова Светлана Александровна   
04.05.2023 20:29

Арт- технологии как средство развития творческих способностей детей 4-5 летАрт- технологии как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет

Современное дошкольное образование детей базируется на положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В нем обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [6].

В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности.

 

Понимая под креативностью творческую направленность личности ребенка, отклоняющуюся от традиционных схем мышления и выражающуюся в способности порождать необычные идеи в решении проблемных ситуаций [1], следует учитывать возрастные особенности ребенка, а игровая художественная деятельность является той доступной для дошкольника средой, в которой ребенок может максимально ярко и эффективно проявить искомое качество.

Как считали выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., общие способности ребенка являются основой творческих способностей. На основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов (E. Кейн, В. Ловенфельд), которые изучают и раскрывают свойства и качества творческой личности были определены общие критерии творческих способностей: оригинальность, самовыражение и воображение.

Опытный педагог дошкольного образования знает, насколько важно открытое искусство для раскрытия детского творчества. Большой потенциал заключен в изобразительной деятельности. Это живопись на мольберте, рисование, раскрашивание, лепка из глины, эстамп. Эти занятия не только развивают воображение ребенка, но и развивают мелкую моторику.

Изобразительное творчество способствует развитию всесторонней личности ребенка. Формируются воображение, наблюдательность, творческие способности, позволяет ребенку выражать свободно свои мысли и чувства, активизируется конкретное образное мышление, связывает и развивает все важнейшие функции (речь, зрение, двигательная координация).

Наша экспериментальная работа была направлена на подтверждение предположения, что Art-технология будет эффективно влиять на развитие творческих способностей детей, если в процессе их проектирования программы «Изо-детки» будут использованы:

  • психологические, дидактические и методологические основания
  • результаты системного мониторинга развития творческих способностей детей
  • педагогическое обеспечение содержания технологии адекватное уровню восприятия 4-5 летних детей.

Для этого нужно было решить несколько задач.

При решении первой задачи, требующей проведения анализа психолого-педагогической литературы и определения психологических оснований проектирования программы с использованием Art-технологии как средства развития творческих способностей детей, мы пришли к выводу, что творчество – это процесс, а не конечный продукт. Существует множество различных идей и способов сделать что-то интересное и необычное. Важно большое пространство и насыщенный кислородом воздух, приятная атмосфера и хороший свет. К сфере развития творческих способностей в детском саду предъявляются разные требования.

Решение второй задачи заключалось в изучении дидактической и методической литературы с точки зрения технологического обеспечения развития творческих способностей детей. Так, мы выяснили, что развивать творческий потенциал и творческие способности ребенка нужно постоянно, а не время от времени. Важную роль в этом играют внимание, любовь, доброжелательность, совместное творчество и достаточное количество времени, уделяемое ребенку. Способности будут развиваться быстрее, если планку постоянно поднимать. Малыш должен сам находить решения, это стимулирует развитие творческого мышления. Занятия не должны превращаться в скучные, воспитание малыша должно проходить только в игровой форме. Способность к познанию нового и стремление к открытиям могут сыграть решающую роль в жизни. Нормальное развитие творческих способностей у дошкольников немыслимо без теплой и дружеской атмосферы в семье и детском саду.

И, наконец третья задача заключалась в проектировании и экспериментальной проверке программы «Изо-детки», содержащую Art-технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Мы разработали и апробировали на детях экспериментальной группы ДОО эту программу. Дети контрольной группы занимались по основной образовательной программе детского сада. С дошкольниками экспериментальной группы занятия по программе «Изо-детки» проходили во второй половине дня, два раза в месяц с декабря 2022 по апрель 2023 учебного года. Всего 16 занятий. Программа «Изо-детки» не дублировала и не замещала основную образовательную программу детского сада, а лишь дополняла. Эффективность программы была доказана с помощью двух диагностик: тест «Неполные фигуры», автор Э.П. Торренс; методика В. Синельникова и В. Кудрявцева «Солнце в комнате».

Результаты контрольного этапа эксперимента убедительно свидетельствует о правильном выборе направления нашей работы и об эффективности разработанной программы.

Целью программы являлось развитие творческих способностей, раскрытие творческого потенциала, средствами Аrt-технологии.

Задачи:

  • вовлечение дошкольников в творческую деятельность
  • развитие творческого воображения

- развитие эмоционального отношения к процессу творчества.

Каждое занятие имело определенную структуру и длилось не дольше 20 минут, согласно актуальным санитарным нормам и правилам.

Занятия по развитию творческих способностей в детском саду — отличный способ помочь детям освоить ключевые навыки. Проектная деятельность в образовательной области «Познание» всегда вызывает любознательность, а разнообразные художественные проекты провоцируют на самостоятельность и творческое мышление.

Предлагаем несколько занятий по программе «Изо-детки»

- Круги- одна из первых форм, которую дети учатся различать, но они также играют важную роль во многих видах искусства. Покажите детям некоторые из наиболее известных произведений искусства в виде кругов, а затем создайте свои собственные, используя пустые

- Обведи свою руку. Сделать рисунок из силуэта обведенной руки сможет любой. Получаются оригинальные рисунки «ручных» кошек, «ручных» жирафов, «ручных динозавров» и многое другое

- Аппликация, нетрадиционная техника, открытка с елочкой (из яичных ячеек) + ватные диски. Это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, расположенных и приклеенных на плотную подложку — картонную, бумажную и т.д. Такие занятия развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Своеобразие аппликации-в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, практически без деталей.

- Цыплята из кружка. Эти маленькие цыплята такие очаровательные, и их легко создать. Можно попросить воспитанников обвести черным маркером маленький круглый предмет, а затем персонализировать своих цыплят. Уточнить представление о внешнем виде цыплят; учить рисовать цыплят на основе двух кругов, добавляя соответствующие детали (хвостик, тоненькие лапки, клюв, глаза); Развивать чувство формы и цвета

- Воздушные шары в качестве штампов. Это идеальный художественный проект детского сада, который можно сделать в любое время. Это не требует большой подготовки, так как все, что нужно, это краски, несколько воздушных шаров и бумага

- Поделки из пластилина. Лепка – это очень увлекательное и полезное занятие. Оно оказывает благотворное влияние на фантазию и творческое восприятие ребёнка, а также развивает мелкую моторику рук. Один из эффективных приемов, способствующий развитию творческих способностей.

- Лоскутное одеяло. Знакомство с техникой печворка (лоскутной аппликацией из ткани); — рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, футболка и т.д.), Фантики (по 5 разных для каждого ребенка), клей карандаш, квадратные листы для наклеивания фантиков встык, основа для коллективной композии (с нарисованными героями)

- Нетрадиционная техника рисования – Розы, техника рисования «тычками» при помощи полиэтиленового пакета. Рисование цветов полиэтиленовым пакетом. Развивает у детей навыки и умения пользоваться разнообразными средствами изображения. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Суть методики рисования пакетом проста. Пакет слегка надувается и завязывается на тугой узел, чтобы набранный воздух не выходил. После этого уголок пакета окунается в краску (в данном случае лучше всего подходят гуашь или масляные краски), а затем прижимается к бумаге. Размер отпечатка варьируется силой нажатия.

- Волшебная пузырчатая пленка. Воздушно-пузырьковая пленка – неизменный фаворит для маленьких пальчиков, но дошкольникам придется повременить с лопанием хотя бы немного, когда они займутся этим детским художественным проектом. Нужно приклеить зонтики к плотной бумаге, а затем использовать пузырчатую пленку, чтобы «нарисовать» капли дождя.

- Прозрачный мольберт. Один из методов Арт- технологии- удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком. (с ребенком, воспитателем, родителем) либо в индивидуальной работе. Преимущества: не имеет возрастных ограничений, многоразовый, легко можно переносить и использовать в разных помещениях. • Способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. • Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства. • Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. • Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальчиками, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги. • Ребёнок раскрепощается, становится общительным, уверенным в себе, устраняются страхи и комплексы.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы научить ребенка легко производить большое количество разнообразных идей, адекватных поставленной задаче. Это качество является базовым для создания других творческих способностей. Программы развития должны носить комплексный характер. Кроме того, они должны включать интеграцию творчества и связанных с ним когнитивных, эмоциональных, коммуникативных и регуляторных ресурсов. В работе с дошкольниками важно найти фундаментальную познавательную способность в области актуального развития (интеллект или творчество в образной, словесной и практической сферах) и развивать ее, давая соответствующие стимулы для углубления и расширения умений.

Литература

  1. Белолуцкая, А.К. Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду / А.К Белолуцкая, И.И. Воробьева, О.А. Шиян, С.А. Зададаев, И.Б. Шиян // Современное дошкольное образование. – 2021. – №2 (104). – С. 12-30. – URL: http: //10. 24411/1997-9657-2021-10096 (дата обращения 12. 09. 2022). – Текст: электронный.
  2. Габдулхаков, В.Ф. Антропология педагогического образования: STEM- и STEAM-технологии в дошкольной, школьной и университетской практике: монография / В.Ф. Габдулхаков. – Казань: КФУ, издательство НПО, МОДЭКУ, 2020. – 159 с. – Текст: непосредственный.
  3. Евсюкова, М. Н. Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников / М. Н. Евсюкова, И. В. Никульникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 239-242. — URL: https: //moluch. ru/archive/281/63302/ (дата обращения: 20. 04. 2023).
  4. Комарова, Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова, Е.В. Лебедева, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова. – Москва: Логос, 2019. – 68с. – Текст: непосредственный.
  5. Скворцова, В.О. Интеллект +креатив. Развитие творческих способностей дошкольников. / В.О. Скворцова. — Москва: Феникс, 2019. -219 с.- Текст: непосредственный.
  6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. –Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 – 2013. -96с. — Текст: непосредственный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год