Развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Хартуляри Людмила Павловна | |||
16.04.2023 23:31 | |||
Развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста. Воспитатель Хартуляри Людмила Павловна Учереждение: МБДОУ ДС №5 г. Челябинска Апрель 2023г. Художественное восприятие – это особый вид эстетического восприятия, которое имеет собственные характерные черты и качества, связанные с условным характером искусства и установкой на получение позитивных эмоций от общения с произведением искусства – эстетического удовольствия. Ребёнок 5 – 6 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки. Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись и графика. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.
Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления — это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Отношение дошкольников к художественным произведениям особое — слушает ли он любимую сказку, смотрит ли спектакль кукольного театра, он переживает вместе с героями, радуется, горюет, пытается непосредственно воздействовать на воспринятое — он сопереживает. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Конечно, оценочные суждения дошкольника ещё примитивны, но и их появление должно нас радовать — они свидетельствуют о внутренней активности ребёнка, о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. С целью развития художественного восприятия у дошкольников проводился кружок «Юный художник». На занятиях дети знакомились со всеми видами искусства. Высказывали свое мнение и чувства рассматривая произведения великих художников. Знакомились с разными техниками и приемами живописи. Создавали свои произведения художественного творчества, давали оценку работе сверстников. Необходимо отметить что важную роль в формировании художественного восприятия ребёнка играет семья. Общение родителей с детьми, направленное на расширение и укрепление их знаний, представлений, речи, мышления, на развитие чувствительности, отзывчивости к прекрасному в значительной степени способствует этому. Использование совместного наблюдения природы способно усилить эмоциональную отзывчивость ребёнка. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при восприятии картин детьми. Рассматривая их, можно предложить ребёнку «войти в картину», «осмотреться», «прислушаться», от чего восприятие обычно становится живее, эмоциональнее. Ребёнку не безразлично и наше отношение к воспринятому; не бойтесь проявить его своим удивлением, восхищением, репликой, образным метким сравнением, к месту использованной пословицей, поговоркой. Для активизации родителей и включение из в работу по развитию художественного восприятия были проведены консультации родителей: «Как я воспринимаю мир», «Что такое художественное восприятие.». Также проводились совместные занятия ребенок-родитель. Вся описанная работы определяет дальнейшее развитие взаимодействия чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка которые обогащаются и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус
|