Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практический опыт работы «Влияние предметно-пространственной среды на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
Развивающие занятия
Автор: Мусихина Татьяна Арсентьевна   
03.01.2023 20:00

Практический опыт работы «Влияние предметно-пространственной среды на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста»Практический опыт работы «Влияние предметно-пространственной среды на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 

Игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Обучение начинаю от простого к сложному. Знакомство с сенсорными эталонами начинаю с выделения одного свойства (цвет, форма, величина и т.д.)

Учу видеть два признака предмета (цвет и форма, цвет и величина и т.д.)

Учу сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному (далее по двум) признакам предметов. Обязательно использую многократное повторение упражнений, что способствует запоминанию сенсорных эталонов. Все пособия и игры изготавливаю в ярких цветах, ламинирую, придумываю их многофункциональность. Все игры и пособия для удобства в использовании я классифицировала по целям обучения, на решения которых они направлены.

Например:

Игры и пособия по восприятию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

  • Цветные автобусы
  • Найди колобку пенёк
  • Цветные прищепки
  • Волшебные сундучки
  • Дидактическая черепаха
  • Каждому свой дом
  • Панно «Фрукты»
  • Панно «Цветной коврик»
  • Панно «Разноцветные ботинки, «Петя-Петушок»
  • Дидактический стол с дидактическими горками и шарами.

Игры и пособия на развитие тактильной памяти и обогащение чувственного опыта

  • Весёлая карусель
  • Золушка
  • Сухой минибассейн
  • Чудесные мешочки
  • Весёлые подушечки
  • Разнообразный бросовый материал (фантики, нитки, пробки, шишки)

Игры на развитие мелкой моторики

  • Шнуровки
  • Застегалочки
  • Панно «Мягкая дорожка»
  • Дидактические черепашки.
  • Моталочки и втыкалочки
  • Сундучки из спичечных коробок
  • Подушка с кольцом для перетягивания
  • Игры с крупами «Волшебный экран»

Игры на развитие пространственного восприятия

  • Разрезные картинки
  • Собери картинку на бутылке
  • Конструктор из коробок
  • Проволочные лабиринты с шарами
  • Плоскостные лабиринты (на поверхности)

Спецификой моей работы является то, что я работаю с детьми в течении одного года в группе раннего возраста, бесспорно, за этот период задачу усвоения сенсорных эталонов решить полностью трудно, тем более что сензитивный период освоения сенсорики длиться до 5,5 лет. Тем не менее, систематическая работа по данной теме даёт положительные результаты. У 40% детей наблюдается высокий уровень сформированности «в соответствии с возрастом», средний уровень сенсорики у 60% детей:

  • многие дети успешно выделяют и называют цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов
  • группируют предметы в соответствии с образцом по цвету, форме и величине
  • активно используют в речи слова, обозначающие цвет, форму, величину.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год