Практический опыт работы «Влияние предметно-пространственной среды на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Мусихина Татьяна Арсентьевна | |||
03.01.2023 20:00 | |||
Практический опыт работы «Влияние предметно-пространственной среды на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Обучение начинаю от простого к сложному. Знакомство с сенсорными эталонами начинаю с выделения одного свойства (цвет, форма, величина и т.д.) Учу видеть два признака предмета (цвет и форма, цвет и величина и т.д.) Учу сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному (далее по двум) признакам предметов. Обязательно использую многократное повторение упражнений, что способствует запоминанию сенсорных эталонов. Все пособия и игры изготавливаю в ярких цветах, ламинирую, придумываю их многофункциональность. Все игры и пособия для удобства в использовании я классифицировала по целям обучения, на решения которых они направлены. Например: Игры и пособия по восприятию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Игры и пособия на развитие тактильной памяти и обогащение чувственного опыта
Игры на развитие мелкой моторики
Игры на развитие пространственного восприятия
Спецификой моей работы является то, что я работаю с детьми в течении одного года в группе раннего возраста, бесспорно, за этот период задачу усвоения сенсорных эталонов решить полностью трудно, тем более что сензитивный период освоения сенсорики длиться до 5,5 лет. Тем не менее, систематическая работа по данной теме даёт положительные результаты. У 40% детей наблюдается высокий уровень сформированности «в соответствии с возрастом», средний уровень сенсорики у 60% детей:
|